|
Ольга Шишанова
Библиотека Первого Президента РК в рамках празднования 175-летия великого мыслителя открывает виртуальную видеовыставку “Наследие Абая как нравственный ориентир”
По словам организаторов, этот вернисаж представляет собой комплекс материалов из фондов личного архива Елбасы, музейного и книжного собраний его библиотеки, которые иллюстрируют историю сохранения и популяризации философского, литературного, поэтического, музыкального гения Абая. Добавим, что стремление к тому, чтобы как можно больше людей открыли для себя всю полноту его многогранного наследия, привело четверть века назад к тому, что 1995 год ЮНЕСКО объявила Годом Абая. Тогда, в своем выступлении по случаю 150-летия Абая Кунанбаева в августе 1995 года, Елбасы отметил, что “хорошо - проводить Год Абая, благо - заучивать стихи Абая, но еще прекраснее, если глубокие мысли и смелые откровения Абая не просто повторяются всуе в праздной беседе, а ложатся крепкими кирпичиками в основание наших повседневных дел”.
Ныне представленная ретроспектива увековечения памяти великого мыслителя и гуманиста также позволяет осознать непреходящее значение творчества великого человека, причем не только для казахского народа, но и для всей современной цивилизации. Ведь Абай открыл своему народу мир во всем его многообразии, впервые познакомив своих земляков с классическими произведениями зарубежных писателей. А для граждан XXI века он стал символом гуманизма без национальных границ, эдакой казахстанской моделью мира, свободного от насилия. К тому же все человечество знает его как основоположника казахской поэзии, философа и просветителя. Отдельное место на вернисаже отводится сыновьям Абая - творческие и одаренные люди, возможно, они также оставили бы немалый след в истории, не оборвись их жизнь так рано. И это стало неутихающей болью отца, который умер через несколько дней после смерти младшего сына. Напомним, у Абая была большая семья - три жены, десять детей. Его сыновья переняли его талант и активно занимались поэзией. Писатель же давал им отцовские наставления, учил всему, что знал сам, и воспитал действительно достойных людей. Например, его первый сын Акылбай родился, когда самому поэту было только 16 лет. Но под влиянием своего отца и вечеров поэзии, проводившихся в их доме, Акылбай развил свой собственный поэтический талант. Он написал множество коротких произведений, а также три большие поэмы “Дагестан”, “Зулус”, “Жарах”. И пусть Абай одинаково любил всех своих детей, но большие надежды возлагал на второго сына Абдрахмана. Он надеялся, что тот принесет большую пользу своему народу, и отдал его в русскую школу, желая, чтобы сын получил хорошие знания. К великому сожалению, Абдрахман, которому все пророчили блестящее будущее, заболел туберкулезом и умер в городе Верном в возрасте 27 лет. Переживая тяжелое горе, постигшее его со смертью сына, Абай посвятил его памяти девять стихотворений, ставших плачем отца о сыне. Не меньшие надежды на великое будущее поэт возлагал и на другого сына Магауия, и он полностью оправдал его ожидания. Так же, как и отец, он обладал даром слова, высоко ценил и понимал значение поэтического труда. Он написал такие произведения, как “Енлик-Кебек”, “Абылай”, “Медгат-Касым”. В последние годы своей жизни Магауия стал известным человеком среди народа благодаря справедливым судейским решениям. Однако и он умер рано, в возрасте 34 лет, когда его имя, дела и произведения только начинали завоевывать сердца казахов. После смерти еще одного сына для Абая мир как будто рухнул, он так и не смог оправиться от такого удара судьбы. Через 40 дней после смерти Магаша в 1904 году, не дожив до своего 60-летнего возраста, великий поэт казахской степи ушел вслед за своим сыном.
И еще один любопытный момент экспозиции - фото Абая с двумя сыновьями Акылбаем и Турагулом, потому как прижизненных фотографий мыслителя известно всего две. Представленная же сделана в 1896 году в Семипалатинске фотографом Кузнецовым, тогда как сам снимок сохранил и передал в дар областному музею Мухтар Ауэзов. В то же время музейные работники говорят, что есть и другая версия. Согласно ей, в архивах семипалатинского музея сохранились документы, подтверждающие, что эту фотографию передал им не сам Ауэзов, а его ученик, страстный абаевед Каюм Мухамедханов. То есть Мухтар Ауэзов получил это фото в дар от Манапа Молдабаева, к которому оно также перешло через несколько рук, и только потом фотографию привез в Семипалатинск и передал музею Каюм Мухамедханов. Теперь к празднованию 175-летия Абая на территории литературно-мемориального комплекса его имени снимок воплотится в объемной скульптуре. А жители и гости Семипалатинска увидят еще одно свидетельство неугасающей памяти и любви к человеку, который как настоящий отец заботился о своем народе. Кроме того, среди материалов выставки будут представлены свидетельства того, что во все времена для народа Казахстана Абай был и остается тем нравственным ориентиром, благодаря которому сохраняется преемственность главных духовных ценностей предков. С материалами виртуальной видеоэкспозиции можно будет ознакомиться на сайте библиотеки Елбасы в разделе “Виртуальные выставки”.
Нур-Султан
|