|
Мадина Меирманова
Карантин и самоизоляция стали драйвером развития электронной коммерции. На общем фоне снижения объема торговли в мире (по разным подсчетам, он составит от 13 до 32 процентов) и падения объемов в традиционной рознице онлайн-торговля получила отличный стимул для роста. И Казахстан в этой тенденции не стал исключением
С началом эпидемии коронавируса потребители все чаще стали уходить в онлайн как из-за физического закрытия магазинов, так и из страха перед инфекцией. По прогнозу Business Insider и eMarketer, объем глобальной электронной торговли составит в 2020 году 3,914 триллиона долларов. В прошлом году этот показатель немного недотянул до 3,5 триллиона, в 2018 году - 2,93 триллиона, в 2017-м - 2,43. Тот факт, что онлайн-коммерция сохраняет свою динамику, удивителен, если учесть, что розничной торговле в этом году довелось столкнуться с огромными потерями. Более того, темпы роста объемов увеличиваются по всем рынкам. Например, ожидается, что онлайн-продажи в странах ЕС при общем падении оборота ритейла на 9,9 процента вырастут к концу года на 16,9 процента - до 498,32 миллиарда долларов. Этот прогноз на 10 миллиардов выше, чем ожидалось в начале года. Кстати, лидером по интернет-торговле в Европе является Испания: там интернет-магазины увеличат свои продажи на 22,9 процента. Рынок Нидерландов вырастет на 21,9 процента, Италии - на 20,5. В Штатах интернет-ритейлеры тоже наращивают объемы, которые в этом году могут достичь 749 триллионов долларов. Причем более 60 процентов всего рынка приходится на долю десятка крупнейших интернет-ритейлеров (против 58 процентов в прошлом году). Каждая из интернет-компаний отмечает всплеск онлайн-продаж. Но все же лидерство по е-коммерции приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. В первую очередь из-за полного доминирования Китая на мировом рынке электронной коммерции. На АТР приходится около 62,6 процента всей мировой онлайн-торговли (2,5 триллиона долларов), в то время как Северная Америка и Западная Европа к концу году будут иметь доли в 19,1 и 12,7 процента соответственно.
Рынок Казахстана на их фоне, разумеется, пылинка. Но общая тенденция наращивания оборотов заметна и у нас. По данным Минторговли РК, объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 миллиардов тенге (чуть более миллиарда долларов), или 9,4 процента от общего объема розничной торговли. По словам первого вице-министра цифрового развития, инноваций и авиационной промышленности РК Багдада Мусина, за шесть месяцев казахстанцы совершили 19,5 миллиона покупок в отечественных интернет-магазинах. “До конца этого года ожидаем 900 миллиардов тенге. К 2022 году этот показатель достигнет 1,9 триллиона тенге, составляя около 13 процентов от общего объема розничной торговли”, - заявил Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. По сути, по объему интернет-ритейла Казахстан догонит Европу, где розничная торговля в eCommerce уже к концу нынешнего года может достичь, по прогнозам Business Insider и eMarketer, 13,2 процента. Более того, пандемия и карантин помогли Казахстану “выполнить пятилетку за полгода” - почти достигнуть показателя доли электронной торговли, который ставили на 2025 год, - 10 процентов. “Мы начали пересмотр целевого показателя доли электронной торговли до 15 процентов к 2025 году”, - доложил Султанов. (Судя по всему, если борьба с пандемией продолжится еще пару лет, мы и этого показателя достигнем раньше запланированного времени.) Как показал анализ МЦРИАП, самым популярным у казахстанцев является рынок электроники (Kaspi.kz, Technodom, Sulpak) и продуктов (Arbuz, Chocofood, Glovo). “Анализ рынка показывает, что в период пандемии изменилась структура потребления граждан в онлайне. Люди сменили свои приоритеты, - рассказал Мусин. - Наблюдается снижение покупок одежды и косметики. Но при этом население стало больше покупать продукты питания, лекарства и детские товары в онлайне”. Так, например, покупки продуктов питания в казахстанском супермаркете Arbuz.kz выросли до семи раз за период апрель-июнь по сравнению с 2019 годом”. По данным МТИ, в стране действует более двух тысяч интернет-магазинов. Однако для получения налоговых льгот в виде освобождения от уплаты подоходного налога зарегистрирован всего 601 интернет-магазин. Дело в том, что для того, чтобы получить эти льготы, магазины должны выполнить целый ряд условий, что сейчас для многих больше накладно, чем выгодно: продавать онлайн 90 процентов продукции, иметь заключенный договор с логистической компанией... Делать это в карантин было затруднительно. Да и полностью уходить в онлайн у нас пока мало кто планирует, а значит, и про “90 процентов продаж в онлайн” пока говорить рано. Поэтому Минторг предлагает изменить норму в Налоговом кодексе об освобождении от уплаты КПН и ИПН для ИП, работающих в интернете, снизив обязательные доходы от осуществления электронной торговли до 40 процентов от совокупного годового дохода. “Несмотря на рост доли электронной торговли, у нас до сих пор существуют барьеры для дальнейшего полноценного перехода в онлайн, - рассказал Бахыт Султанов. - Проблемы такие: высокая доля теневой экономики, высокая комиссия по межбанковским платежам, эквайринга, неготовность малых и средних предприятий и несвоевременная доставка товаров”. Есть еще один важный момент - конкуренция на рынке цифровых площадок. Как сказал Багдад Мусин: “Всем казахстанским игрокам приходится конкурировать с международными стартапами, которые обеспечены длинным венчурным финансированием из-за рубежа. Для этого важно развивать отечественный рынок венчурного капитала, что позволит повысить конкурентоспособность казахстанских компаний и вывести их на международные рынки”. Для поддержки отечественных игроков МЦРИАП планирует изменить законодательство по венчурному капиталу: “Также мы с АО “НУХ “Байтерек” договорились, что будем привлекать средства QazTech Ventures в казахстанские стартапы”. Пока же в стране действуют 13 отечественных цифровых торговых площадок. Это kaspi, chocofamily, technodom, mechta и другие, где около 20 категорий товаров и услуг. Премьер-министр поручил Кабмину не расслабляться и агрессивнее поддерживать онлайн-отрасль: “Этот сегмент рынка имеет огромные перспективы и оказывает мультипликативное влияние на сопутствующие секторы экономики - логистику, контейнерные перевозки, курьерские службы, цифровые сервисы и услуги, рынок труда и так далее. Перед нами стоит задача по формированию эффективных мер, которые будут упрощать процедуры электронной торговли, предоставлять доступ к финансированию, увеличивать доверие к заключению сделок посредством сети интернет, а также противодействовать киберпреступности”. Он поручил разработать специальную программу по обучению предпринимателей эффективному ведению онлайн-торговли, в том числе активно вовлекая молодежь. И попутно проработать вопрос кредитования онлайн-бизнеса. Одновременно с этим премьер призвал развивать торговую логистику, дав задание “министерствам торговли и цифрового развития скоординировать планы по продвижению сети фулфилмент-центров и создаваемой сейчас национальной товаропроводящей системы”. Ну и самое главное. Как сказал премьер, необходимо обеспечить защиту интересов потребителей в онлайн-торговле, активизировать работу по запуску единой платформы приема жалоб и предложений потребителей по принципу “одного окна” и наладить эффективную обратную связь.
Нур-Султан
|