|
Ольга Шишанова
Студенты Казахской национальной академии хореографии заняли второе место на глобальном фестивале национальных культур World Folk Vision-2020. Воспитанники академии представили на конкурсе композицию “Аккулар” в направлении “Танцы народов мира”. О том, насколько оказалась важна эта победа для казахстанской культуры в наше непростое время и как шла подготовка к конкурсу, с журналистом “НП” в эксклюзивном интервью поделилась старший преподаватель Казахской национальной академии хореографии Анвара Садыкова
- Анвара Ариповна, расскажите, пожалуйста, подробнее о состоявшемся фестивале. - World Folk Vision 2020 - это масштабный международный гуманитарный проект, объединяющий любителей и профессионалов культуры, искусства и спорта. В этом году фестиваль проводится в честь 20-летия Глобального договора ООН и в рамках реализации Глобальной культурной инициативы. Фестиваль является одним из крупнейших мировых событий, вот только в этом году событие впервые прошло в онлайн-формате. Всего в этом фестивале приняло участие 3950 творческих коллективов и отдельных исполнителей из 115 стран мира. В ходе международного конкурсного отбора в финал мирового конкурса смогли попасть 100 участников из 60 стран. Кстати, эта награда дает право участникам Всемирной культурной инициативы World Folk Vision стать постоянными гостями культурных мероприятий в разных странах мира.
- Каким образом вы производили отбор кандидатов на участие в нем? - Исполнение кюя “Акку” требует высокого мастерства, филигранной техники, точного звукового извлечения. Я вообще полагаю, что его исполнение под силу только музыкантам-виртуозам. И, соответственно, от артистов балета, то есть исполнительниц этого номера, также требовалась высокая техника воссоздания национального женского танца. Потому как здесь огромное количество движений рук, корпуса, сложная координация, много необычных поворотов. Другими словами, необходимо было показать полное владение техникой этой танца, абсолютное владение телом, корпусом как инструментом. И потому-то, на мой взгляд, этот номер было не так-то легко исполнить. Но я знаю, что в нашей академии обучаются красивые, талантливые девушки, и мне хотелось, чтобы они в полной мере могли показать свое мастерство через образ лебедя. Другими словами, были отобраны лучшие из лучших. - Расскажите о танце, который участницы представили на фестивале. - Ну, во-первых, для казахов лебедь всегда был символом красоты и любви. Это тотемная птица, которую чтили, уважали. Согласно легенде, когда древнетюркская богиня Умай спускалась с верхнего мира в мир средний, она это делала в виде лебедя. В другом варианте Умай превращала своих красавиц-дочерей в лебедей. Вообще в поэтическом фольклоре казахского народа очень распространено сравнение девушки с лебедем. Вот и наше обращение к этой теме, я считаю, оказалось очень актуальным. Не случайно Тлендиев в своем кюе “Акку” воздает хвалу красоте и молодости, чем и привлекает к этому произведению именно хореографов. Привлекает огромной внутренней экспрессией, на которой акцентирует внимание, да и вообще это произведение весьма атмосферно, в нем слышен голос природы. И мне, как хореографу, хотелось сполна отразить необыкновенно богатым казахским пластическим языком красоту птицы и красоту девушки. Ее порыв взлететь ввысь плюс радостное состояние от того, что она летит, при этом находясь в гармонии с природой, которая ее окружает. - Что собой представляет поставленный вами танец - в музыке, хореографии, идее? - Что касается музыки этого хореографического номера, то прежде всего это гениальное произведение Нургисы Тлендиева в прекрасной аранжировке и исполнении фольклорно-этнографического ансамбля “Туран”. Это произведение меня всегда очень будоражило, всегда нравилось, и потому мне давно хотелось поставить на это произведение хореографический номер. Тем более что мое сотрудничество с ансамблем “Туран” продолжается на протяжении вот уже многих лет. Когда я услышала их первый альбом, то сразу подумала: их видение, создание и развитие национальной музыки занимают особенное место в музыкальной культуре Казахстана. И я очень рада нашему творческому союзу, который, надеюсь, состоялся. - А ваши студенты... Чем они занимаются, каковы их планы? - Наши участницы - это студентки старших курсов нашей Казахской национальной академии хореографии. Прекрасные талантливые девушки, причем кто-то из них перешел уже на выпускной курс, есть и такие, у которых выпуск уже прошел. Так что на сегодня некоторые из них являются артистками столичных театров “Астана Опера” и “Астана Балет”. И для меня стало огромной честью, что руководство академии выдвинуло на такой знаменательный конкурс, на фестиваль мою постановку, и еще я очень благодарна нашим исполнительницам, потому что все идеи хореографа воплощают именно они. Более того, успех любого концертного номера, хореографической миниатюры, балета есть только тогда, когда в основе лежит творческий союз и коллективный труд. И мне бы очень хотелось, чтобы казахский национальный танец продолжал завоевывать авторитет на мировой арене и дальше. - Несколько слов о вашем заведении - в чем его изюминка? Чем оно отличается от других подобных заведений культуры? - Казахская национальная академия хореографии открылась в 2016 году. Это первое учебное заведение в Центральной Азии с полным циклом многоуровневого профессионального хореографического образования. В этом как раз и состоит его уникальность. Тогда как основой деятельности академии является подготовка кадров по таким специальностям, как артист балета, артист ансамбля танца, режиссура, хореография, искусствоведение и арт-менеджмент.
Автор благодарит за помощь в работе над интервью сотрудника Казахской национальной академии Гульшат Серикбекову.
Нур-Султан |