|
Алла Иванилова
Государственные мужи решили нанести очередной сокрушительный удар по “пиратству”. В мажилисе парламента были одобрены поправки в законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности
Как сообщила министр юстиции, рассказывая депутатам об изменениях и дополнениях, целью законопроекта является приведение Закона “Об авторском праве и смежных правах” в соответствие с положениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, а также устранение внутренних противоречий в самом законе. Поправки также обеспечат возможность присоединения Казахстана к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности в случае вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Одно из преимуществ документа - внедрение аккредитационного института. Как заметила глава Минюста, “в действующей редакции закона правовой вакуум позволяет создавать организации”, которые занимаются изготовлением и реализацией контрафактной продукции. Отныне подобные организации будут проверять на добропорядочность. “Кто не хочет проходить аккредитацию, мы заставлять не будем, но наши исполнители, авторы песен, писатели будут идти к тому, кто прошел государственную аккредитацию”, - предположила Загипа Балиева.
В законопроекте усилено право работодателей. “Если господин Калашников изобрел автомат, а Министерство обороны заказало и заплатило ему, то это не значит, что через 10 лет господин Калашников может продавать эту разработку другим государствам или организациям”. Правительство исключило норму, что заказчик (работодатель) владеет имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности только 10 лет. Иначе говоря, все, что человек создал, работая на государство и на казенные деньги, - достояние народа. При этом есть небольшая оговорка: “Если иное не предусмотрено в договоре между ним и автором”.
Как призналась министр юстиции: “К сожалению, на сегодняшний день борьба с контрафактной продукцией оставляет желать лучшего”. По ее словам, вести борьбу мешает мораторий на проверку деятельности малого и среднего бизнеса - рассадника контрафактной продукции. “Я думаю, что как только мораторий будет отменен, мы ужесточим проверки, и принятые нормы закона будут действовать”, - отметила Загипа Балиева.
Депутаты, в свою очередь, предлагают иные методы борьбы. “Нужно просто сесть в автобус вместе с МВД, поехать и поймать, и для этого не надо его документацию проверять. Поймать, составить акт, оштрафовать, посадить, позвать телевидение, пригласить бульдозер и туда-сюда поездить по этим дискам. И всей стране объяснить, что этим нельзя заниматься”, - такую установку дал парламентарий Рауан Шаекин.
При этом мажилисмен поддержал “пиратов”. “Я, как гражданин Казахстана, за то, чтобы они продавали эти диски. Чем покупать в фирменном магазине по 2000-2500 тенге за один диск, который тоже почему-то иногда полноценно не работает, лучше купить там. Почему? Потому что наша киноиндустрия мертвая и ничего своего не производит. Кроме непонятного фильма “Рэкетир”, который сделала в последнее время”, - пояснил свою позицию народный избранник.
Бороться с “пиратами” казахстанских чиновников заставляют соображения международного престижа и... денег. Те страны, которые недостаточно защищают права на интеллектуальную собственность, попадают в “черный” “Список 301” (от статьи 301 Торгового акта США). Это, прежде всего, чревато экономическими санкциями.
Так, в 2001 году в Украине, которая на тот период являлась главным производителем и поставщиком пиратских дисков в Европе, наблюдался значительный рост нелегальных лазерных носителей. Управление Торгового представительства США отнесло государство к наиболее неблагоприятным странам в “Списке 301”. По результатам расследования Соединенные Штаты приостановили действие привилегий для Украины, а в 2002 году применили санкции в размере 75 миллионов долларов на импорт из “неблагоприятной” страны. В результате усилий, предпринятых украинским правительством по лицензированию лазерных дисков, тарифные санкции были отменены. Статус Украины в “Списке 301” был изменен, а экономические санкции сняты.
Сегодня в “черный список” входит, на первый взгляд, такое благополучное государство, как Канада. Свое место там нашли и многие страны СНГ, в том числе и Россия. Однако Казахстан и Кыргызстан еще не попали в этот список и делают все, чтобы не попасть. В противном случае наша республика может лишиться многого, поскольку генеральная система преференций по Казахстану составляет огромную сумму. В основном это таможенные пошлины.
Астана |