|
Ольга Шишанова
Качество обслуживания автобусов, переполненность транспорта в период пандемии, пассажиры как “заложники” нерешенных многолетних проблем общественного транспорта - об этом шла речь во время онлайн-форума “Магистраль”
Не секрет, что общественный транспорт, причем как городского, так и межрегионального направления, давно и постоянно вызывает справедливые нарекания. И не только у пассажиров, но и у тех, кто работает в этом секторе экономики. И потому конструктивный диалог между пассажиром, перевозчиком и государством никак не удается построить на протяжении долгих лет. Более того, по словам генерального директора Союза автотранспортников РК Сабита Аманбаева, сегодняшнюю ситуацию в сфере автобусных перевозок усугубила пандемия коронавируса. Пассажиропоток упал в 10 раз, что уже привело к срыву подготовки к зиме и даже остановке работы некоторых предприятий. В результате на маршруты выходит недостаточное количество автобусов даже в столице, не говоря о регионах, образуется давка, что “является крайне опасным в условиях распространения коронавирусной инфекции”. Но самое главное, никто толком не может сказать, что делать в этой ситуации, потому что если до пандемии переполненность автобусов на городских маршрутах, несоответствующие условия проезда - отсутствие кондиционеров - были просто проблемой отсутствия комфорта, то теперь они становятся уже опасными.
Как было сказано выше, автобусов на городские маршруты выпускают меньше, чем обычно, мотивируя это вопросами безопасности. Однако забывая при этом, что пассажиропоток после отмены режима ЧС никуда не делся, пусть даже и уменьшился. И потому в миллионном городе потребность жителей в городском транспорте как была, так и осталась. Даже больше того - эта потребность выросла. Вот только проблема оказалась палкой о двух концах. С одной стороны, общественного транспорта стало меньше выходить на линию - якобы в целях безопасности во время карантина. С другой - эта проблема повлекла за собой следующую - количество пассажиров в автобусах увеличилось в разы. Что, конечно же, никоим образом не способствует тому, что внутри автобусов соблюдается социальная дистанция, а заполняемость достигается всего лишь в размере 50 процентов (как это положено в соответствии с рекомендациями санврача). То, что половина пассажиров при этом не соблюдает карантинные меры, - тема отдельного разговора, однако, как можно заметить, большинство водителей автобусов городского транспорта даже не требует соблюдения масочного режима от пассажиров. И, наконец, вопрос комфорта, а значит, еще одного момента безопасности проезда в городских автобусах. Речь идет об отсутствии кондиционирования воздуха. Водители в таких случаях отговариваются тем, что якобы у них в автобусе кондиционер не предусмотрен, либо тем, что транспорт в отношении кондиционера не исправен. В этом случае возникает резонный вопрос: на каком основании такие автобусы вообще выпускают на линию? Причем грешат такими неисправностями, как правило, автобусы частных городских автопарков. А их, между прочим, в том числе и в столице, большинство. Так, сегодня в Нур-Султане работают пять частных и всего один муниципальный автопарк. У которого, как правило, подобных проблем не возникает. И пусть заместитель акима столицы Ермек Кизатов неоднократно указывал на то, что “сегодня идет усиление обратной связи с пассажирами и оперативное реагирование на поступающие жалобы, для чего открыта программа городского акселератора, а значит, к нарушителям будут применять финансовые санкции”, поездки в городских автобусах без кондиционеров, а также в положении селедок в бочке - до сих пор норма. Странно, что об этом почти не было сказано во время проходящего форума. Складывается ощущение, что это проблема либо самих пассажиров - “не хотите, не ездите, вас никто не заставляет”, либо частные автопарки нацелены только на сбор денег. Либо на экономию того же топлива - известно, что работа автобуса с включенным кондиционером заставляет потреблять топлива в несколько раз больше, чем при неработающем кондиционере. Между тем финансирование отрасли за последнюю пару лет выросло с 1,7 миллиарда тенге в 2017 году до 36 миллиардов в 2019 году. Поэтому не совсем понятны рассуждения спикеров, выступавших на форуме и поднимающих вопросы менее насущные, чем те, которые сегодня можно назвать более жизненными, особенно в условиях новой реальности. Другими словами - сможет ли выжить общественный транспорт во время пандемии, не прикроют ли отрасль вообще как не справляющуюся со своими функциями и особенно с вопросом безопасных перевозок?
Нур-Султан
|