Даулет Алтаев
В Казахстане планируют ввести налог на деятельность трансконтинентальных интернет-корпораций. О необходимости введения так называемого “налога на Google” у нас начали говорить еще в 2016 году - тогда эта тема была в мировых трендах. Теперь же проект обретает форму: соответствующие нормы содержатся в проекте закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата”. Документ одобрен Мажилисом Парламента в первом чтении
По предварительным данным и расчетам, ожидаемый эффект от налогообложения деятельности транснациональных интернет-корпораций составит около двух миллиардов тенге в год. По мировым меркам эта сумма считается небольшой. И дело в сравнительно немногочисленной отечественной аудитории, которая сейчас и в ближайшем будущем будет являться потребителем этих (социальные сети, реклама, онлайн-продажи) специфичных услуг. Сказывается также довольно скромное по мировым меркам проникновение в наше общество “вируса” услуг, которые можно получить посредством сети. Фактически с точки зрения маркетологов интернет-корпораций население только крупных городов Казахстана представляет собой реальный интерес. А это не более трех-четырех миллионов казахстанцев, готовых потреблять посредством сети. В мировом масштабе это почти ничего. Но в будущем сумма может несколько увеличиться пропорционально снижению так называемого цифрового неравенства. И все лучше, чем ничего. Что произойдет с введением нового сбора? Руслан Даленов, Министр национальной экономики, отметил следующее: “Это не распространится на казахстанских плательщиков. Норма будет способствовать тому, чтобы иностранные интернет-компании встали на учет и уплачивали НДС. Порядок соответствует международным стандартам. Иностранные интернет-компании по объему оказываемых услуг и предоставлению товаров готовы оплачивать НДС. Но у нас такая норма отсутствовала, теперь предлагается внедрить в рамках законопроекта”.
Между тем принятие отчетности и, самое главное, аудит подобных компаний - это настоящий вызов для отечественных фискальных органов. Корпорации, которые работают по всему миру, отлично приспосабливаются к локальному законодательству. К примеру, возьмем ситуацию по Великобритании - этот налог они ввели в апреле 2020 года. Причина - баснословные прибыли и посредственные налоги в бюджет Королевства. К примеру, Facebook в 2017 году “уплатила в Великобритании налогов лишь на 7,4 миллиона фунтов, тогда как доходы от деятельности в стране составили 1,3 миллиарда фунтов”, - пишет ТАСС. При этом большая часть прибыли в отчете компании обозначена как “административные расходы”. Итог - введение налога на цифровые услуги в размере двух процентов на прибыль, “полученную от британских пользователей социальных сетей, поисковых служб и торговых онлайн-платформ”. При этом поясняется - указанным налогом будет облагаться прибыль свыше 500 миллионов фунтов (примерно 615 миллионов долларов) от деятельности во всем мире и на сумму свыше 25 миллионов фунтов (примерно 31 миллион долларов) от деятельности на рынке Соединенного Королевства. Необходимость ввести подобный порядок возникла также и потому, что интернет-гиганты предпочитают платить налоги на территории той страны, в которой зарегистрированы. Что позволяет им также существенно экономить. К слову, Франция в минувшем году выразила готовность ввести аналогичный налог в размере трех процентов. Условия такие - платят те компании, которые зарабатывают свыше 845 миллионов долларов во всем мире за год и более 28 миллионов долларов в год непосредственно во Франции. Четкой точки в этом вопросе нет, так как в ответ США пригрозили ввести ответные пошлины на французские товары в размере 2,4 миллиарда долларов США. И стороны должны были начать переговоры. Но позже в ситуацию вмешалась пандемия, и решение по окончательной ставке пока не приняли. Работает в этом направлении и Испания - по предварительным данным, налог тоже будет составлять три процента от прибыли. Однако актуальная ситуация с этим налогом, учитывая пандемию и пертурбации на политической арене, до сих пор неясна. Похожая неопределенность и у Италии. Но планы четко обозначены - налог в размере трех процентов для цифровых компаний с годовым глобальным доходом не менее 750 миллионов евро, из которых не менее 5,5 миллиона евро генерируется непосредственно в Италии. По остальным странам ситуация в зависимости от специфики политического курса меняется. К примеру, Турция зафиксировала налог на цифровую рекламу и контент на уровне 7,5 процента. А Россия подготавливает соответствующие нормы и рассматривает наиболее интересные предложения - с инициативой выступает Совет Федерации. Как это будет работать у нас? Если посмотреть сообщение министра, то речь идет об уплате в режиме НДС. А это на уровне 12 процентов к размеру облагаемого оборота. Ранее, еще в 2016 году, представители Комитета государственных доходов (КГД) рассказывали, каким образом реализуют процедуру налогообложения:”Налоговые органы выявят иностранные организации, оказывающие электронные услуги в Казахстане. Затем им направят уведомления о необходимости регистрации, сдачи декларации и уплаты НДС. В свою очередь, иностранная организация после получения доступа к личному кабинету будет подавать декларации за отчетный период с указанием размера оказанных услуг и суммы налога”. Сличать и контролировать суммы КГД планировал по отчетам операторов платежных систем. И в свое время специалисты КГД называли основной сложностью фискального контроля и выявления таких организаций “ их физическое отсутствие в Казахстане”. Пока требования к обязательному присутствию таких организаций на территории Казахстана не определены. Демарш с закрытием сервисов на территории нашей республики в результате отказа регистрации представительств - тоже маловероятен. Однако регистрация представительств крупнейших интернет-корпораций мира могла быть идеальным вариантом развития событий: помимо упрощенной системы налогообложения локальные кадры получили бы уникальную возможность приобщиться к сильнейшим. Но для этого государству необходимо создать максимально привлекательные условия. На что, собственно, и может быть направлен упомянутый документ, “совершенствующий инвестиционный климат”. Или отдельный, посвященный только этому вопросу. |