Даулет Алтаев
Что приобрело государство с разрешением на регистрацию контрабандных автомобилей из Армении? Временную лояльность немногочисленной группы граждан и непонимание со стороны законопослушного большинства. Какую цену за это одобрение заплатит государство? Получит “некрасивую статистику” по линии департаментов государственных доходов и возможную вторую волну демонстраций в случае, если примут репрессивные меры к должникам
Ситуация с “темным” ввозом автомобилей из Армении обернулась беспрецедентно выгодным мероприятием для самых предприимчивых сограждан. Им разрешили поставить на учет привезенные автомобили за символические 12 тысяч тенге. То есть исключить наиболее весомые платежи - таможенную очистку, сбор за первую регистрацию и утилизационный сбор. Сумма этих трех платежей с легкостью может составлять до 100 процентов от стоимости привезенного из-за рубежа подержанного автомобиля. Так вот за эти условные 12 тысяч тенге (сбор за номера, техпаспорт и процедуру регистрации) “деловые люди” приобрели возможность использовать привезенные ими авто до полного износа. Таким образом, регистрация, которая задумывалась как временная, плавно трансформировалась в бессрочную и сравнительно бесплатную. Невольно государство поощрило подобное поведение определенной группы людей - закрыло глаза на их якобы неосведомленность о существующем порядке ввоза авто и необходимости соответствующих отчислений в бюджет. Что уже выглядит несколько некорректно с позиции основной массы законопослушных граждан, которые в свое время заплатили полную стоимость за возможность использования импортного автомобиля.
А еще подобная вольность содержит в себе довольно опасное ядро - нежелание государства допускать общественную напряженность ввиду не самой простой экономической ситуации. Некоторыми группами (ввиду определенных черт характера) она воспринимается как эффективность требований, которые высказываются скандирующей толпой. И это, на наш взгляд, один из наиболее неприятных моментов, что сопровождает всю историю, по сути, с контрабандными автомобилями из Армении - в обществе, в определенной группе людей может выработаться условный рефлекс, когда через недовольную ораву, спекулируя понятиями, определенные силы продолжат требовать нарушение существующего законодательства в будущем. Законов как Казахстана, так и ЕАЭС. Итак, власть пошла на беспрецедентные уступки. Но все равно эти люди остались недовольны - теперь им не нравится, что “подаренный” государством автомобиль не переоформишь на другого (не продашь), и по-прежнему запрещается ставить на учет авто с правым расположением руля. Некоторые представители инициативных групп все же выходят на акции протеста в городах Казахстана. А теперь к тому, что последует за этой разрешительной мерой и чего еще ожидать ввиду столь щедрого подарка со стороны государства. Очевидно, таким решением мы приобрели довольно внушительный объем совершенно ненадежных налогоплательщиков. Сейчас объясним. Одним из наиболее действенных механизмов взимания налогов являются ограничительные меры. В Казахстане проблема “выбивания” долгов у населения решается арестом счетов, невозможностью получения государственных услуг (например, запрет на операции с тем же самым авто) и запретом на выезд за рубеж. А теперь посмотрим на ситуацию со стороны социальных особенностей определенной группы людей - какова сфера интересов тех, которые решились на столь рискованный шаг и приобрели авто с совершенно непонятными юридическими прошлым и будущим? Можем уточнить вопрос: насколько действенны по отношению к упомянутой группе людей предусмотренные нашими законами ограничительные меры? И где гарантии, что они вновь не воспользуются ситуацией? Им арестуют счета. Но какого плана эти счета? Для оплаты кредитов? Им откажут в получении государственных услуг. Опять же, человек определенной социальной категории довольно свободно обойдется без похода в ЦОН или без ЭЦП. Тем более что стимула приобретать государственные услуги нет в принципе - тот же самый автомобиль к нему прирос, как говорится, навечно. Что еще могут сделать? Запретить выезд человеку за пределы государства? Так ему и не надо. Более того - даже в будущем не пригодится. То же самое с прохождением процедуры технического осмотра - есть ли стимул платить деньги в том положении, если машине “светит” только продажа на запчасти? Предположим, что могут принять решение столь злостных неплательщиков подвергать административному аресту. Уверены, что из-за этого решения поднимется новая волна недовольства, вновь начнут собираться группы в городах по всему Казахстану с жалобами на репрессии и притеснения. То же самое случится, если начнут арестовывать не людей, а машины, мол, обещали до полного износа, а теперь снова отбирают! И ведь главным во всем этом фарсе станет крик человека на камеру, который жалуется на жизнь и на то, что государство отбирает у него “кормилицу”. А не то, что он не платит налоги и уже капитально должен государству начиная с того момента, когда эту машину ему разрешили оставить... Не стоит также забывать и о том, что возникнет дополнительная нагрузка на суды, на судебных исполнителей, приставов. Но, по всей видимости, это не так дорого, как заставить соблюдать закон и последовательно отстаивать абсолютное равенство перед ним. |