|
Азамат Горожанин
Серьезным отставанием Казахстана от развитых стран по уровню знаний учащихся озаботился сам глава государства. Международные эксперты дают в общей массе невысокие оценки нашим выпускникам и абитуриентам. Своим беспокойством по этому поводу Касым-Жомарт Токаев поделился с участниками заседания Национального совета общественного доверия
“Можно привести множество объяснений подобного отставания, - цитируют президента массмедиа. - Основная причина - в недостаточности выделяемых на образование средств, а также в отсутствии системности, продуманности реформ в этой исключительно важной сфере. По сути дела, образование - важнейшая отрасль экономики”. “С учетом нашей положительной демографической динамики мы всегда будем в роли догоняющих”, - замечает Токаев, попутно указывая на слабые моменты. Их немало, но есть наиболее очевидные. Это неравный доступ к более качественному образованию между жителями столиц и регионов, а также между учащимися городов и сельских населенных пунктов. Вторая проблема - появление частных вузов, часть которых можно, по мнению президента, назвать “конторами по печатанию дипломов”. Чтобы повысить качество образования, президент поручил ужесточить требования к вузам. “Конторам, выдающим псевдодипломы, абсолютно не место в нашей системе. Эту работу нужно завершить решительно и в самые быстрые сроки. Кто бы ни защищал эти так называемые вузы, их нужно закрыть. А важнейшим аспектом качества образования должно стать внедрение всемерного развития академической честности”, - заявил глава государства. Наконец, еще одной застарелой проблеме должны поставить заслон в казахстанской системе получения знаний. Речь об учебниках. И хотя их критика не утихает уже десяток лет, активизируясь с каждой новой редакцией, пожалуй, впервые от главы государства исходит уверенность, что за некачественные учебники их разработчик должен нести законодательную ответственность! А что, очень даже уместно интегрировать это в соблюдение вышеозначенного принципа академической честности. Хотя бы потому, что автор учебного пособия должен обладать какой-то профессиональной честью и ревностно относиться к собственной репутации. Правда, у нас в последнее время при разработке учебника чаще всего выступает целый коллектив авторов - по четыре-пять человек. Так, видимо, проще воспринимать даже самую жесткую критику. Во всяком случае, всегда можно примириться с собой и собственной совестью, убедив себя в том, что ошибки случайно вкрались в те разделы, которые готовили другие авторы. Как бы то ни было, но сегодня в процессе подготовки учебников сами их тексты не настолько важны, как издательский грант. Поэтому отдельные наши учебники в буквальном смысле “стряпают” из того, что даже не прошло профессиональную экспертизу. Я это утверждаю, потому что сам задавал интернет-поиску внушительные массивы текстов из школьного учебника. И находил эти тексты на сайтах, где собираются самые настоящие дилетанты и графоманы, страдающие завышенной самооценкой. Это даже не преподаватели. И не педагоги. А если кто-то из них и является таковым, на сайт он пришел для того, чтобы опубликовать, например, какие-то зарифмованные свои впечатления, которые, как он считает, можно называть стихами. Но можно ли это рифмоплетство вставлять в учебник? По факту же размещения таких текстов в учебниках я прихожу к выводу, что в типографию учебник отправился без экспертной оценки. Остается только выяснить: те персонажи, которых указывают в списке рецензентов, - реально существующие лица или вымышленные. Потому что если они вымышленные, интересно, кому начислен гонорар за их работу. А если настоящие, невозможно отделаться от вопроса, действительно ли они читали то, что утвердили как готовый к производству макет. Потому что если бы прочитали, вряд ли бы согласились указать свои фамилии. Беда еще и в том, что в современной системе получения и восприятия информации школьный учебник оказывается той редкой книгой, которую ученик возьмет в руки и будет вынужден листать и читать. И если с этих страниц на него смотрит текст сомнительного содержания, лишенный привлекательности слова, то само чтение книг не будет вызывать удовольствия и не станет хорошей привычкой. Но учебники для средней школы у нас еще с некоторой периодичностью выпускают. Понятно, что каждый год в школы неизбежно приходит несколько сот тысяч первоклашек. А их предшественники займут ступень выше. И всем им нужна учебная литература. С учебниками для вузов, говорят, еще хуже. Преподавателям приходится ограничиваться списком учебных пособий и другой нужной литературы по изучаемой теме. А поиском этих текстов, чаще всего в сети, занимается уже сам студент. Рождается крамольная мысль о том, что больше всего сложившаяся система образования напоминает поисковик. И учит в первую очередь не предмету изучения, а умению искать, копировать и компилировать.
|