|
Тагир Гайнулин
История Семиречья тесно связана с историей той мировой трагедии, которая известна под названием “Великое переселение народов”. Через Семиречье проходили полчища кочевников, переливавшихся из Восточной Азии в Восточную и частично в Западную Европу. Начиная со II века до новой эры через эти территории прошли индоевропейские, арийские, тюркские и монгольские племена.
Крайне скудны сведения в письменных источниках о том, как переправлялись через реку Или люди и грузы завоевателей...
Река Или - самая большая водная артерия Семиречья, берет свое начало из снеговых мульд близ пика Хан-Тенгри и называется Текес - “козья река”. Сперва она течет на северо-запад, потом круто поворачивает на восток, здесь, соединившись с рекой Хунгес и получив свое название Или, вновь поворачивает на северо-запад. И после слияния с правым притоком Хоргос вновь поворачивает на северо-запад и в этом направлении течет до впадения в озеро Балхаш.
Отличительной особенностью горных рек кроме скорости является то, что общегодовой сток воды слагается из суммы объемов двух периодов: период большой воды (июнь-сентябрь), период малой воды (октябрь-май).
Махмуд Кашгарский в XI веке и Рубрук в XIII веке пишут о том, что переправились через реку Или на судне, но невозможно представить, как можно переправить на судне армию численностью 150-200 тысяч человек.
Единственное, что можно предположить, это то, что завоеватели знали о периодичности течения реки Или. Это видно на примере похода Чингисхана в Среднюю Азию. За год до начала похода в верховьях Иртыша была создана база, где ковали оружие и откармливали сотни тысяч лошадей. И вот в сентябре 1219 года армия численностью 150-200 тысяч человек с 4-5 заводными лошадьми на каждого воина выступила в поход. Время начала похода выбрали так, чтобы в октябре быть на реке Или.
Шли в походе широким фронтом, растянувшись на десятки километров для того, чтобы иметь возможность по ночам подкармливать лошадей. Подойдя к реке, переходили реку через ближайший брод, а если из-за проливных дождей нельзя было пройти этим бродом, то шли на основной брод, который находился у скалы с изображением Будды.
Для того, чтобы с марша, не теряя времени на поиски брода, войска переправились на другой берег, у брода находился проводник, в обязанности которого входило переводить через брод войска, караваны с военной добычей и людей, спешащих в Каракорум по своим административным и торговым делам. Проводили через брод послов, а самое главное - в обязанность входило провожать без задержки гонцов, которые спешили с донесениями по почтовому тракту.
Естественно, что длительное проживание проводников на одном месте не могло не оставить после себя следа. Порождая множество легенд, на берегу реки у брода на склоне каньона и ныне находится пещера, в которой проводники весной и осенью спасались от холодного ветра.
В 1235 году в монгольской империи для обслуживания всей системы управления была организована почтовая служба, обязанная перевозить послов, гонцов и всяких чиновных лиц. Были организованы почтовые станции-ямы, на которых находился обслуживающий персонал и табун свежих лошадей, а также стадо баранов для продовольствия проезжающих. Снабжение ям лошадьми и баранами, а также содержание обслуживающего персонала, в числе которых были проводники у брода, персонал, обслуживающий судна на переправе, у камня с изображением трех Будд, - все это легло тяжелым бременем на плечи местного населения.
Необходимость присутствия проводников у брода продолжалась до 1259 года, пока центральная власть, руководившая всей империей, находилась в руках внука Чингисхана - Мунке. И столицей был город Каракорум. С приходом власти Хубилая - внука Чингисхана, последнего великого хана монголов, - прекращением войны на западе и переносом театра боевых действий на юг Китая, а также в связи со строительством новой столицы Ханбалу (Пекин) интенсивность движения через переправы резко сократилась и необходимость присутствия проводников у брода отпала. А тем немногим государственным чиновникам и торговым караванам, которые шли на запад, приходилось терять много времени на поиски переправы. Дело в том, что ровная, как стол, степь, заканчивалась на краю каньона, и не было никакой приметы, по которой можно было бы определить место нахождения переправы.
Хубилай - первый из преемников Чингисхана, который принял буддизм. И тогда естественно, что единственным знаком, указывающим на то, что на данном месте находится переправа, будет изображение Будды. Наличие указателя переправы было настолько актуально, что к участку реки, где переправлялись на судне, затратив колоссальный труд, приволокли глыбу красного базальта весом 30-40 тонн и изобразили на ней трех Будд.
А вот на левом берегу указатели не были нужны, потому что сотни тысяч ног, выбив всю растительность, образовали дорогу вдоль подножья Чу-Илийских гор, которые можно было разглядеть даже ночью, при свете звезд. В наше время эта дорога лежит под асфальтом.
|
Тамгалы тас |
Великий путь через реку
Взглянув на карту, можно заметить, что от Дуная до Монголии протянулась полоса степей, которая являлась идеальной дорогой, связывающей между собой не только отдельные государства, но и цивилизации. По этой дороге шли народы в поиске новых земель и новых пастбищ, оставляя на скалах изображения диких животных, на которых они охотились, и сцены из своей нелегкой жизни. Это урочище Тамгалы-Тас и карьер Куртинского гранита.
Это единственная по протяженности дорога в мире, по которого можно было передвигаться зимой и летом, не испытывая острой нужды в воде и корме для животных. Впоследствии, уже в XIX веке, эту дорогу назовут Великим шелковым путем, при помощи которой происходило общение двух цивилизаций - восточной, то есть китайской, и западной, то есть европейской. Который был прерван на долгие 500 лет в связи с образованием в 1348 году самого западного государства монголов - Моголистана, носившего заслуженное название Джете (“страна разбойников”), так как кочевники постоянно делали набеги на оседлых земледельцев и грабили проходившие по Великому шелковому пути караваны.
По этой дороге в V веке новой эры прошли гонимые римской католической церковью несторианцы, последователи учения патриарха Нестория, который проповедовал о человеческом естестве Христа. Развалины несторианских церквей на станции Луговая и Каялыки говорят о том, что несторианцы при своем движении на восток переправлялись через реку Или, воспользовавшись одной из двух переправ, отмеченных изображением Будды.
По этой дороге прошел посол французского короля Людовика IX - Гильом, Рубрук, оставивший одно из немногих письменных свидетельств того, что через реку Или он переправился на судне.
Посол папы римского Иннокентия IV Плано Карпини, который, торопясь на коронацию хана Гуюка, проехал, меняя лошадей, расстояние от Волги до Каракорума за 6 месяцев. Он свидетельствует о том, что на коронации хана “было более 4 тысяч послов в числе тех, кто приносил дань, и тех, кто шел с дарами султанов других вождей, которые явились покориться им”. 60-70 процентов послов из этих четырех тысяч при своей поездке в Каракорум воспользовались переправой, отмеченной изображением Будды.
Река Или протекает примерно на середине пути между Волгой и Монголией и, зная, за какой срок Плано Карпини проехал это расстояние, можно сказать, что тело князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, умершего в Монголии 30 сентября 1246 года “нужною”, то есть насильственною, смертью, перевозили на льду замерзшего брода у скалы с изображением Будды.
После похорон отца Батый призвал к себе Александра Невского с такими словами: “Мне покорил Бог многие народы, ты ли один не хочешь покориться державе моей” - и потребовал от него, чтобы он вместе со своим младшим братом Андреем отправился на Каракорум за ярлыком на великокняженье.
Весной 1249 года князь Александр Невский и его младший брат Андрей отправились в путь. Зная, с какой скоростью Плано Карпини ехал по почтовому тракту монголов, можно сказать, что братья добрались до реки Или за 4 месяца, то есть через реку они переправились на судне в том месте реки, где стоит камень с изображением трех Будд.
Вернулись они домой в конце 1251 года, или в начале 1252 года. На обратном пути братья переправились через реку бродом у скалы с изображением Будды.
Может быть, на одной из этих переправ был безнаказанно ограблен первый караван, за которым последовало множество других ограблений, и купцы перестали водить караваны по этому Великому пути, а европейцы стали развивать свой морской флот, стали искать морские пути до Китая и Индии и открыли Америку в 1492 году. И тогда громадная территория от реки Урала до озера Алаколь стала медленно погружаться во мрак дикости и невежества. Доказательство тому - описанный Чоканом Валихановым обряд изгнания злого духа от роженицы: ее били, иногда забивая на смерть, и тянули за язык. За 500 лет изоляции из памяти народа была основательно стерта память о Великом шелковом пути и переправе через реку Или. |