|
Алла Иванилова Онлайн-уроков не будет. Об этом накануне начала новой четвертой четверти, которая стартовала с дистанционного обучения, сообщил Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов
Со вчерашнего дня у казахстанских школьников после весенних каникул началась учеба. Впервые в непривычном формате - дистанционно. Из-за угрозы распространения коронавируса учащиеся школ ушли на неделю раньше на каникулы - с 16 марта. После приняли решение, что за парты они пока не вернутся, а будут учиться дистанционно. Министерство образования и науки и учителя, пока школьники отдыхали, готовились к виртуальному обучению, которое предусматривало онлайн-уроки. Накануне начала новой четверти стали проводить “репетиции”. Однако пробные уроки продемонстрировали, что Казахстан не готов к такому формату. В целом в пробных уроках через интернет, которые повсеместно прошли 1 апреля, приняли участие 2,5 миллиона учеников. Кроме сервиса видеоконференций Zoom, “Кунделик”, мессенджеров и ресурсов использовали разные системы. Практика показала “много неудобных моментов, в том числе технического плана”. “В целом подключение через онлайн-стриминг на самом деле в масштабах всей страны просто нереально. И в связи с имеющимися проблемами - неэффективно. Многие родители не могли подключиться, обрывалась связь. Мы видим, что в целом интернет в нашей стране на самом деле не приспособлен для того, чтобы 2,5 миллиона детей выходили в прямые эфиры и обучались онлайн. Поэтому, исходя из этого и ряда других аспектов, для того, чтобы обучение было эффективным, чтобы наши дети получали более качественные знания, мы приняли решение, что нет необходимости проводить обучение детей через онлайн-стриминг. Поэтому онлайн-занятий у нас не будет, в основном мы будем основываться на других механизмах”, - заявил глава Минобразования. В частности, дистанционное обучение проходит посредством таких интернет-платформ, как “Кунделик”, “Билимленд” и “Дарын-онлайн”, на которых не требуется онлайн-стриминг. Видеоуроки проводят через телеканалы “Балапан” и “Ел Арна”, а также через “Казахское радио”. Также предусмотрено обучение через почту. Обратная связь осуществляется через мессенджеры и электронную почту. В образовательном ведомстве считают, что необходимо больше доверять детям и коллегам-педагогам и должно быть меньше бюрократии.
При этом в прежнем формате знания продолжают получать учащиеся, живущие в отдаленных населенных пунктах. Несмотря на риск заражения коронавирусом, они с понедельника сели за парты. Это около 60 тысяч детей, обучающихся в более 1080 школах. Эти учебные заведения, которые находятся в отдаленных сельских населенных пунктах, малочисленны - там обучается от пяти до 100 человек. При этом ведомство приняло решение, что в школах должны быть соблюдены очень строгие санитарные требования. Большинство малокомлектных школ обучается в одну смену, но теперь, чтобы не создавать “массовость”, там будут две смены. А между ними предусмотрено время для проветривания и других процедур, каких именно - министр не уточнил. Кроме того, все дети будут обучаться только в одном классе, ходить из одного помещения в другое им будет запрещено. О том, что затея с онлайн-уроками была провальной, изначально говорили многие, даже сами учителя. Помимо того, что подвела техническая сторона, а тут еще надо разбираться, кто виноват, нам много лет рапортуют, что с цифровизацией в стране нет проблем. Но в один момент стало ясно, что они есть, и серьезные. На электронное образование, которое уже давно внедряют в республике, выделяли тоже немало денег. В первый же день дистанционного обучения к урокам подключилось более миллиона пользователей на интернет-платформах и сбой дал электронный дневник “Кунделик”. При онлайн-обучении возникает много проблем, начиная от недостатка опыта такой работы и низкого качества электронных учебных материалов и заканчивая нехваткой компьютеров или отсутствием интернета с той или иной стороны. Скажем, если в доме несколько детей, а многодетных семей в Казахстане немало, а компьютер всего один. Одновременно пятеро детей заниматься не могут, а средств, чтобы купить каждому по компьютеру или планшету, нет. Но даже если с наличием техники все нормально, у многих детей появляется психологический барьер: учебу из дома они не воспринимают всерьез. Переход на такой режим работы произошел резко, и подготовиться, в том числе морально, ученики и учителя не успели. Такой формат обучения пока просто непривычен, как и удаленная работа для многих взрослых. Онлайн-обучение не способно заменить уроки в классе - для нашей действительности это факт. Об этом говорят и сами педагоги, которые считают, что успеваемость упадет. Причем проблемы ждут не только выпускников, которым сдавать ЕНТ и поступать в вуз, но и младшеклассников. Вузам также придется снизить требования к абитуриентам. Кому приходится сложнее - еще неизвестно: с одной стороны, старшеклассники уже вполне самостоятельны, а вот учащимся начальной школы важен учитель, наставник, который будет организовывать процесс. К тому же некоторые из первоклассников еще не умеют толком писать и читать, а вынуждены работать за компьютером. Но адаптироваться можно, подтверждают цифры. Так, каждый второй школьник, который имел до этого опыт онлайн-учебы, не видит разницы между дистанционным и очным образованием. Специалисты дают несколько советов. Главный - соблюдать режим дня: вставать и начинать уроки примерно в то же время, что и раньше. Садиться за учебу в пижаме нельзя - школьная одежда дисциплинирует. Министерство образования и науки с учетом накопившихся вопросов разрабатывает вопросник по дистанционному обучению с самыми часто задаваемыми вопросами и ответами на них, условно “50 вопросов-ответов”. “Мы вывесим его на своем сайте, сделаем большой шеринг, чтобы везде его можно было найти, посмотреть, возможно, найти ответ на свой вопрос”, - отметил Министр образования и науки РК. Вместе с тем запустят call-центры по вопросам дистанционного обучения не только при МОН, но и территориальных управлениях и отделах образования.
Нур-Султан |