|
Юлиана Жихорь
Всю прошлую неделю правительство пыталось уверить казастанцев в правильности и безболезненности девальвации. Теперь же у правительства новая “мантра” - не бояться роста цен на продукты питания. Мол, 10 лет назад вы, дорогие сограждане, это пережили. И сейчас переживете
Еще месяц назад правительство на всю страну объявило, что своей главной задачей на ближайший год считает борьбу с дефляцией (противоположность инфляции). Только народ обрадовался грядущему снижению цен, как Кабмин преподнес подарок - 25-процентную девальвацию, которая автоматически повлекла за собой и рост стоимости всего, как местного, так и импортного.
“Сейчас просто надо цены держать”, - коротко, но ясно сформулировал премьер-министр страны Карим Масимов задачу для правительства на ближайшие месяцы. Но, как выясняется, сделать это ох как непросто.
Министр индустрии и торговли Владимир Школьник первым привел нерадужные перспективы: после прошедшего изменения курса национальной валюты отмечается повышение цен от 2-3 процентов до 12 процентов на основные продовольственные товары. (И это при том, что в январе инфляция недотянула даже до половины процента.) “Подобная ситуация наблюдалась в 1999 году после введения в апреле свободного обменного курса национальной валюты. В тот год инфляция достигала 17,8 процента”, - напомнил министр. И тут же нашел “положительный” момент - мол, уже к 2000 году инфляцию “дожали” до 10 процентов. И вообще, “нельзя сравнивать сегодняшний экономический потенциал с потенциалом пятилетней давности”.
Тем не менее роста цен ждать стоит. В первую очередь, на потребительские товары, что связано с удорожанием ввозимого сырья для их производства, с кредитами, полученными в инвалюте, присутствием импортных товаров в структуре потребления на внутреннем рынке, а также истощением запасов продукции.
|
Премьер поручил держать цены |
Спасать страну от последствий помощи экспортерам (именно этим мотивировал Григорий Марченко отпуск тенге) решено традиционными способами - заключением меморандумов с товаропроизводителями и крупными торговыми сетями о неповышении цен на основные продовольственные товары. “Товары, закупленные до изменения курса, должны продаваться по сложившимся ценам. По нашему мнению, это просто очевидно”, - заявил Владимир Школьник. Видимо, он посчитал, что валютные потери торговцев - не в счет.
Помимо этого, совместно с Минсельхозом ведомство Владимира Школьника разрабатывает меры по поддержке отечественных производителей продуктов питания. Сейчас оба министерства анализируют рынок и делят товары на три группы. В первую попали товары, производимые исключительно из местного сырья, во вторую - те, которые на треть состоят из импортного сырья и на 70 процентов из казахстанского. Третью группу составляют товары, которые на 70 процентов зависят от импортного сырья. Именно этой группе будет уделяться особое внимание, поскольку по ней можно ожидать роста цен в первую очередь.
Попутно Мининдустрии намерено разобраться с возросшим импортом дрожжей, бумаги, картона, стекольной, кабельной продукции, молочной продукции и пива, кондитерских и кровельных изделий, ваты. “Практически по всем группам, где ущемлены интересы отечественного производителя, будут проводиться разбирательства”, - пообещал Школьник.
Глава Минсельхоза Акылбек Куришбаев сообщил, что перед его ведомством на этот год главная задача - сохранить достигнутые объемы производства и переработки. По данным Агентства по статистике, в 2007 году темпы роста производства пищевой продукции в республике составляли 7,3 процента, а в прошлом году этот показатель снизился до 5 процентов. “Такая тенденция сохраняется и в этом году, что в конечном итоге может привести к ухудшению ситуации на внутреннем продовольственном рынке”, - резюмировал министр.
Важнейшим способом поправить ситуацию он назвал очередное увеличение объемов кредитования. Карим Масимов взорвался: “Что вы тут разжевываете! Деньги же все выделены, они есть. Что значит - надо увеличить?”
За подчиненного вступился вице-премьер Умирзак Шукеев, пояснив для шефа, что “он просто говорит, что деньги, которые были выделены, еще не получило сельское хозяйство, перерабатывающие предприятия”. “Получилось так, что фонд “Самрук-Казына” как-то обезличенно выделил на поддержку МСБ”, - аккуратно попробовал он “разжевать”.
А вот с ГСМ все четко: цены на горюче-смазочные материалы сейчас стабильные. Только на некоторых заправочных станциях, как, например, в сети “Аурика” в Астане, есть повышение цен, но это просто “надо отслеживать”.
Рынок ГСМ по стране тоже радует. По мазуту - затоваривание складов, поскольку и зима была пока теплая, и потребности стали меньше из-за кризисной заторможенности промышленных предприятий.
Но и в медовом докладе министра энергетики Сауата Мынбаева оказалась солидная ложка дегтя - резко возрос импорт ГСМ. “Цены у нас и в России, по сути, одни и те же, но российский импорт ввиду их предыдущей девальвации начинает “заливать” всю страну, и мы имеем меньшие возможности по отгрузке наших нефтепродуктов”, - заявил глава энерговедомства. По его словам, в министерстве эта тема обсуждается ежедневно, но “импортная составляющая достаточно большая, и непонятно, каким образом регламентировать”.
Что касается электричества, то повышения тарифов избежать не удастся. Но произойдет это, возможно, не в самом ближайшем будущем. Мынбаев сообщил, что “тарифы в пределах предельных тарифов должны быть, безусловно, повышены” после подписания станциями инвестобязательств.
Астана
|