|
Мадина Меирманова На расширенном заседании Правительства РК Президент поручил продолжить работу по сокращению непродуктивных расходов государственного и квазигосударственного секторов. И хотя правительство с боем отстаивало в парламенте каждую тиынку из бюджета 2020 года, выяснилось, что при первом же “затягивании поясов” госорганы легко могут отказаться от десятков миллиардов тенге. Как сообщил Министр финансов Алихан Смаилов, в стране могут быть оптимизированы (то есть сокращены) расходы на 128,6 миллиарда тенге. То есть потребность в этих деньгах госорганы, регионы и квазигоссектор в свое время, мягко говоря, сильно преувеличили
Предложения по оптимизации: от центральных госорганов на сумму 23 миллиарда тенге, от регионов - на 26,6 миллиарда тенге и субъектов квазисектора - 79 миллиардов тенге. Экономить будут, сокращая расходы на: проведение семинаров, конференций; приобретение автотранспортных средств, мебели (4,2 миллиарда тенге); командировочные, представительские расходы; аналитические исследования (15,7 миллиарда тенге). Под нож пойдут и, как сказал Смаилов, “другие непродуктивные расходы” на сумму 29,7 миллиарда тенге, в которую включили 9 миллиардов на “апробирование подушевого финансирования” и 11 миллиардов на строительство многоквартирных жилых домов в г. Алматы. Регионы тоже подрезали. Причем основную массу (больше 72 процентов) из предложенных в качестве “излишних” 26,6 миллиарда решили оптимизировать Алматинская и Туркестанская области и город Алматы. Но самое интересное - квазигосударственный сектор. Тут излишков набралось аж на 79 миллиардов. Они образовались по той же схеме, что и у центральных госорганов: семинары, праздники, автотранспорт и тому подобные имиджевые, плохо контролируемые, но очень затратные статьи.
Одновременно с этим правительство намерено, как сказал Смаилов, “ускорить проработку вопроса доведения объема уплачиваемых субъектами квазигоссектора дивидендов в бюджет до 50 процентов”. Интересно, что, по слухам, которые активно крутятся по кулуарам Нур-Султана, квазисектор “зажмут” не только в части дивидендов и имиджевых расходов, но и сократят зарплатный фонд. Видимо, в правительстве подсчитали степень пользы от некоторых квазигоскомпаний, сравнили размер этой пользы с размерами зарплат работников и получили не самый желанный результат. Насколько и кому будут срезать оклады, пока не известно. (Равно как пока не ясно - будут ли срезать вообще.) Но то, что квазигосударственный сектор решили немного поужать в масштабах - это факт. Еще в своем Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству со Счетным комитетом в трехмесячный срок провести анализ эффективности государственных холдингов и нацкомпаний. “Количество государственных компаний можно и нужно сократить”, - заявил тогда Токаев. И вот на днях стало известно, что Счетный комитет тоже считает, что казисектора в стране перебор. Глава комитета Наталья Годунова доложила президенту об итогах анализа эффективности деятельности национальных холдингов (то есть не просто квазигоскомпаний, а сразу холдингов). Как говорится в сообщении Акорды, “были выявлены системные проблемы и недостатки”, и Наталья Годунова внесла на рассмотрение президента “предложения по оптимизации национальных холдингов, в том числе по ликвидации отдельных компаний квазигосударственного сектора”. Сейчас в стране 23 национальные компании и холдинга: три национальных управляющих холдинга, один национальный холдинг и 19 национальных компаний. В структуре нацкомпаний и холдингов есть более 500 дочерних и зависимых организаций с общей численностью сотрудников около 300 тысяч человек. Три национальных управляющих холдинга - АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”, АО “НУХ “КазАгро” и АО “НУХ “Байтерек”. Суммарная стоимость их активов - 32 триллиона тенге, что чуть больше ВВП всего Казахстана. И еще. В два из трех холдингов бюджетом-2020 влиты очередные суммы на пополнение капитала: в НУХ “КазАгро” для кредитования приоритетных направлений агропромышленного комплекса - 30 миллиардов тенге, в АО НУХ “Байтерек” в ближайшие три года запланировано перечислить 194,8 миллиарда, из них в 2020 году - 134,8 миллиарда тенге. Если эти холдинги пойдут “под нож”, кому и куда пойдут их активы и все эти “вливания”? P.S. К слову, сократить объемы присутствия государства в экономике в Казахстане планируют долго и, увы, пока не очень успешно. Программа приватизации, которая должна была как минимум в два раза уменьшить численность госпредприятий, хоть и движется, но в ее рамках ликвидируют и распродают мелкие АО/ТОО, часто не имеющие ни активов, ни доходов и, собственно, не представляющие никакой угрозы конкуренции на рынке.
Смаилов, к слову, сказал интересную фразу: “Минфином рассмотрены итоги исполнения местных бюджетов за 2019 год. Мы видим, у регионов перевыполнение по доходам за прошлый год, кроме того имеются свободные остатки бюджетных средств. В связи с чем предлагается увеличить долю софинансирования регионами проектов, реализуемых за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета дополнительно на семь процентов. Это высвободит дополнительно в республиканском бюджете 36,9 миллиарда тенге”. Получается, что у областей, которые хорошо зарабатывают (к чему, собственно, их и призывает центр), излишние заработанные доходы центр продолжает изымать. Точнее, сокращать излишки, увеличивая долю регионального финансирования в проектах. Для республиканского бюджета это, быть может, и хорошо, но местных подобная схема, прямо скажем, не вдохновляет на поиск новых источников доходов. Потому как если денег не хватает - центр поможет и даст дефицитное, а если денег избыток, то на новые проекты, нужные области, центр тратить не разрешит, а просто сократит софинансирование по текущим затратам.
Нур-Султан |