ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



НЕЛОГИЧНАЯ ЛОГИСТИКА Горячие новости / События

Мадина Меирманова

Во вторник на заседании Правительства РК в очередной раз обсудили ситуацию с ценами на социально значимые продукты питания. Таковых в стране 19, среди них мясо, молочка, крупы и овощи-фрукты, и только по ним у правительства есть право контроля. По многим из них обеспеченность внутренним производством полная. Однако есть несколько пунктов, по которым достаточно высокая импортозависимость. Это сахар (основную массу его производят из импортного тростника), сливочное масло и сыры (производители ссылаются на слишком дорогие импортные закваски для производства и говорят, что при таком уровне цен на них производить продукцию внутри страны просто невыгодно), мясо птицы (этот дефицит имеет многолетнюю историю и также привязан к импорту - от кормов до медпрепаратов)

 

НЕЛОГИЧНАЯ ЛОГИСТИКА 

 

Однако другие виды продтоваров производят внутри Казахстана, и, по идее, цены на них не должны "прыгать" от разных мировых катаклизмов.
Впрочем, власти давно привязывают проблему роста цен не к мировым процессам и инфляции, а к аппетитам перекупщиков, цепочка которых удорожает продут от поля до потребителя порой в три раза. "При поставке на рынок г. Кокшетау овощи дорожают в три раза по пути от производителя до потребителя, - заявил Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. - Как посредники, так и розничные продавцы устанавливают высокие наценки до 87 процентов. А с учетом хранения и технологических издержек цены вырастают еще на 52 процента".
По словам Султанова, региональные власти, которые уполномочены давным-давно составить баланс производства и потребления социально значимых (и не только) товаров в свои областях и наладить бесперебойные поставки дефицитых продуктов из других регионов, где они в избытке, не справляются со своей работой. Помимо этого, по словам министра, акиматы не используют и имеющиеся у них инструменты для сдерживания роста цен
Самым популярным в последние годы механизмом являются стабфонды: акиматы должны закупать в сезон товары, которые предположительно будут в дефиците в зимний период (благо Минсельхоз постоянно информирует коллег об урожайности того или иного вида СЗПТ), и затем, как только наступает "горячая пора", продавать эти запасы по ценами ниже рыночных. Однако, как заявили в Минторговли, в Шымкенте и Мангистауской области товарные интервенции вообще не осуществлялись, а в других регионах проводили интервенции не в тех товарных группах, где произошел наибольший рост цен. Например, реализовали две тысячи тонн картофеля, по которому низкая импортозависимость и рост цен был несущественный. "При росте цен на гречку на 80,5 процента общий объем ее реализации из стабфондов составил всего лишь 213 тонн, что не повлияло на рынок", - заявил Султанов. Добавив, что денег на закупку в стабфонды у акиматов было более чем достаточно: "На счетах и депозитах стабфондов имеются три миллиарда тенге свободных средств, ранее выделенных из бюджета, для осуществления закупа товаров".
Экстренные меры, вроде установления предельно допустимых цен, акиматы тоже не принимают. И это , что прошлой осенью зафиксировано 67 случаев превышения пороговых цен во всех регионах. (Пороговые цены рассчитывают сами акиматы регионов, высчитывая в начале года ожидаемый средний рост цен на основе инфляции последних трех лет. Этот индикатор должен быть звоночком для властей: по идее, выше него роста стоимости допускать не должны.) "В январе снова зафиксировали семь случаев превышения пороговых цен. Однако реакции от акиматов опять не последовало. К примеру, в Костанайской области, несмотря на общее снижение цен на социально значимые продовольственные товары на 0,7 процента, наблюдается превышение цен на мясо кур и яйца", - фиксировали в правительстве бездеятельность региональных управляющих. Равно как и отсутствие их рвения по защите конкуренции: в правительстве заявили, что антимонопольные органы "проснулись" лишь после критики Президента РК.
"У регионов есть необходимые инструменты для работы в этом направлении. Вместе с тем по итогам января мы снова наблюдаем рост цен на социально значимые товары на 0,3 процента", - сказал премьер-министр Аскар Мамин. Он еще раз поручил акимам держать вопрос цен на особом контроле и оперативно реагировать на изменение ситуации.
Впрочем, учитывая подобное "спустярукава" отношение регионов к снабжению граждан продовольствием, в правительстве решили взять управление продуктовыми потоками в свои руки. В Казахстане будут развивать оптовые рынки, агрологистические и оптово-распределительные центры по примеру Европы. Это должно обеспечить насыщение рынка необходимыми продуктами, создать прозрачную систему взаимоотношений между производителями и оптовыми покупателями и расширить конкурентную сеть объектов торговли и доступа продуктов до потребителя. Все это назвали "эффективной товаропроводящей системой", и пригласили к сотрудничеству экспертов Азиатского банка развития, которые уже имеют опыт в создании подобных центров. Помимо этого Правительство РК приняло решение кооперироваться с приграничными рынками Узбекистана и Кыргызстана. "Потому что мы находимся в схожих природно-климатических условиях и очень часто у нас появляется одна и та же проблема - одновременно происходит вызревание сезонных продуктов питания, мы пытаемся все это вместе реализовать, неправильно конкурировать, хотя можно было разложить по времени, по рынкам сбыта. Поэтому мы вместе с нашими соседями будем кооперироваться в этой работе и создавать эффективную товаропроводящую систему", - пояснил глава Минторговли.
Премьер, при котором уже три недели функционирует проектный офис по возданию товаропроводящей системы", дал задание Министерству торговли и интеграции совместно с министерствами финансов и сельского хозяйства в течение недели определиться со структурой финансирования проектов по созданию системы оптово-распределительных и агрологистических центров. И добавил, что МСХ должен теперь, выдавая субсидии товаропроизводителям, выставлять им встречные обязательства: насыщать внутренний рынок, а не толкать все на экспорт.
Судя по планам Кабмина, изучение баланса производства-потребления регионов и составление карты потребностей в ОРЦ и АЛЦ займет несколько месяцев. Начало же строительства этих объектов можно будет ожидать не ранее конца года. Однако потом, когда система заработает, как обещают в правительстве, казахстанцы будут избавлены от ценовых качелей и сезонной инфляции.

Нур-Султан

 

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение