|
Ольга Шишанова Рыбное хозяйство Казахстана приходит в упадок - уверены депутаты Мажилиса Парламента РК, тогда как чиновники во всем винят браконьеров
Об этом в своем депутатском запросе заявил мажилисмен Роман Ким, по словам которого начиная с 1991 года общий объем добычи биоресурсов в республике снизился в несколько раз. При этом практически перестало существовать целое направление рыбного хозяйства - товарное рыбоводство. Соответственно, несмотря на свои ценные качества, рыбная продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня их платежеспособности. Зато из-за снижения производства отечественной рыбной продукции, в том числе незагруженности мощностей рыбоперерабатывающих предприятий, а также их сильного физического износа, полки магазинов забиты импортными аналогами далеко не лучшего качества.
А ведь в советский период рыбное хозяйство Казахстана было одной из высокоразвитых доходных отраслей народного хозяйства, и только в 1991 году объем вылова рыбы и производства рыбной продукции составлял свыше 80 тысяч тонн. Сегодня же из существовавших когда-то в 1970 году 47 рыбопитомников по воспроизводству малька почти ничего не осталось, а пара-тройка оставшихся “влачат жалкое существование”. Плюс оставляет желать лучшего и производство комбикормов для рыбы, что дает повод основную часть дорогостоящих комбикормов завозить из-за границы. Естественно, что утрата единой системы охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов отрицательно сказывается на состоянии запасов внутренних водоемов, где лов во многих случаях практически утратил промысловое значение. Зато процветает браконьерство, о чем в своем докладе в ходе состоявшейся на днях коллегии министерства сообщил Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. И хотя, считает глава ведомства, потенциал отрасли огромен, но теневой оборот рыбной продукции, браконьерство, слабое материально-техническое оснащение, а также использование и продажа запрещенных орудий лова, в том числе синтетических изделий, сводят на нет все усилия природоохранных организаций. “Надо принять меры по созданию условий для естественного воспроизводства рыбных ресурсов, наращивать объемы искусственного воспроизводства рыб с последующим выпуском молоди в естественную среду обитания, развивать рыбохозяйственную науку”, - говорит министр. Однако все эти общие слова, которые периодически звучат с высоких трибун, до сих пор, как видно из заявлений, не могут помочь навести прядок не только в рыбной отрасли, но и в водном хозяйстве страны. “Меры по зарыблению озер и других водоемов в основном выполняются только на бумаге. Губительная практика все время черпать, не давая времени на воспроизводство рыбного поголовья, может привести к полному их исчезновению”, - сетует депутат Ким. И действительно, о каком развитии можно говорить, если сегодня отсутствуют целевая программа развития рыбного хозяйства, закон “Об аквакультуре”, другие нормативные правовые акты, которые были бы направлены на действительное развитие отрасли? “Более того, предложение о разработке Концепции развития рыбного хозяйства РК до 2022 года также не нашло понимания у Правительства РК”, - утверждают депутаты. Вместо этого в ходе недавно состоявшейся коллегии МЭГПР стало известно, что, оказывается, министерство решило разработать силами Комитета лесного хозяйства и животного мира программу долгосрочного развития рыбного хозяйства до 2030 года. В которой, по словам Мирзагалиева, “должны быть отражены решения проблемных вопросов с установлением целевым индикаторов по увеличению объема вылова и выращивания рыбы”. Однако подробностей министр не озвучил. Но вот только непрекращающаяся в течение предыдущих нескольких лет чехарда с переводом Комитета лесного хозяйства и животного мира из одного ведомства в другое, а также отсутствие эффективных финансовых инструментов государственной поддержки рыбного хозяйства привели фактически не только к полной деградации отрасли, но и к оттоку профессиональных кадров. Так что не совсем понятно, каким образом можно будет надеяться на эффективную работу названной структуры, если сейчас нет даже четкого разделения функций и задач этого органа. То есть, например, вопросами развития и воспроизводства рыбной отрасли занимается Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, а вот распределением субсидий - Министерство сельского хозяйства. Между тем речь идет не только о серьезной отрасли экономики, которая может и должна стать одним из гарантов продовольственной безопасности страны, но и о водном хозяйстве Казахстана, которое давно требует отдельного курирующего его ведомства.
Нур-Султан |