|
Алексей Мальченко Для всех казахстанских автомобилистов 2020 год начался с новости о достаточно ощутимом увеличении стоимости бензина и дизтоплива. Это известие вновь заставляет многих автолюбителей задуматься над установкой газобаллонного оборудования (ГБО), ведь автогаз почти в два раза дешевле. Но и здесь казахстанцев ждут не самые приятные нововведения
Установка ГБО на машины с бензиновыми двигателями позволяет использовать, в зависимости от вида оборудования, два типа автогаза: компримированный природный газ (КПГ), он же сжатый природный газ (СПГ) - метан и сжиженный нефтяной газ (СНГ) - пропан-бутановая смесь. В мировой практике газ на третьем месте по популярности, уступая бензину и дизтопливу. Неудивительно, что и в рядах казахстанских автолюбителей он также занимает определенную нишу: в стране от восьми до десяти процентов автомобилей оборудовано ГБО. Для стимуляции и привлечения новых потребителей к началу 2019 года в Минэнерго намеревались пересмотреть оптовые цены на голубое топливо в сторону удешевления (!), причем на четверть. Но... чуда так и не произошло, а наступивший год принес еще больше сложностей, которые, скорее всего, отобьют желание заморачиваться с ГБО у тех, кто только подумывает перейти на экотопливо. Еще 30 декабря 2019 года вступила в силу новая редакция правил пожарной безопасности, которые в том числе ужесточают требования к эксплуатации автомобилей, оборудованных ГБО. Впредь такие машины запрещено оставлять в подземных гаражах и крытых паркингах. В принципе, и прежняя редакция правил запрещала ставить авто в подземках, но это касалось лишь тех, у которых технически неисправная (в том числе негерметичная) газовая система питания. Постановление об изменении правил разработало МВД РК. В нем говорится, что “не допускается стоянка автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, во встроенных в зданиях иного назначения и пристроенных к ним, а также расположенных ниже уровня земли автостоянках закрытого типа”. Другими словами, владельцам автомобилей с ГБО запрещено парковаться во внутренних, подземных и наземных гаражах различных жилых, торговых комплексов и офисных зданий. И здесь, вполне естественно, возникает ряд справедливых вопросов. Во-первых, как и кто это нововведение (запрет) будет контролировать? Ведь если владелец такого автомобиля живет в частном доме и паркует машину, скажем, под навесом, то к нему никаких претензий. А если это подземный паркинг в жилом комплексе? Не стоит забывать и о том, что в ЖК жильцы выкупают парковочные места, а не получают их в придачу с купленной квартирой. Мы изучили рынок недвижимости, и оказалось, что “ночлежка” в уютном и теплом подземелье для любимого авто - еще какая роскошь. За самый дешевый паркинг, выставленный на продажу в Алматы, хозяева просят 960 тысяч тенге. Самое солидное предложение - 7,9 миллиона тенге! За эти деньги можно приобрести вполне солидный внедорожник, причем в хорошем состоянии. Так вот, отдав за парковочное место даже один миллион тенге, его владелец вряд ли будет законопослушно оставлять свой автомобиль где-нибудь на улице, а то и вовсе за пределами ЖК. Если смотреть глобально по республике, то процент машин с ГБО пусть и солиден, но невелик, однако в локальном разрезе ситуация совершенно другая. Для примера, в Актау таких автомобилей от 70 до 80 процентов от всего автопарка! Если четко следовать букве закона, то немного “дешевле” было бы отказаться от самого оборудования. Полная стоимость монтажа ГБО 4-го поколения, включая все услуги и расходные компоненты, обходится от 180 до 420 тысяч тенге. Здесь все зависит от объема двигателя, а точнее, от числа цилиндров в нем. Но даже с этими деньгами прощаться добровольно вряд ли кто-то захочет. И вот здесь уже становится любопытно. Как отличить обычный автомобиль от переоборудованной машины? В большинстве случаев это сделать невозможно, ведь визуальных отличий практически нет. Вернее, их не видно, если не заглянуть под капот или в багажник автомобиля. Не будет же охрана ЖК устраивать тотальный досмотр каждой въезжающей машины, да и полномочий таких у “дозорных” попросту нет.
Возможно, как-то и удастся выделить эти автомобили в общем потоке транспорта, если на законодательном уровне обязать переоборудованные автомобили отмечать соответствующими маркерами-наклейками. Как, например, это делают инвалиды или когда устанавливают на машину колеса с шипованными покрышками. В этом случае тех, кто не станет соблюдать норму, будут штрафовать. Ведь в техпаспорте отметка о переоборудовании должна быть (если не брать в расчет совсем уже кустарные экземпляры). В этом случае полиция в режиме реального времени во время движения сможет вычислить недобросовестных любителей экономной езды. Во-вторых, многим не выгодно контролировать и отправлять нарушителей на улицу. Например, всевозможные ТРЦ, моллы и гипермаркеты. Они прекрасно понимают, что если будут дискриминировать своих посетителей, это в итоге ударит по их карману. Никто не захочет посещать центр, в котором тебе не рады, а развивать наземные парковочные места, особенно в условиях больших городов, - непозволительная роскошь. О том, что послужило причиной ужесточения правил пожарной безопасности, остается только догадываться. Не исключено, что решение это приняли после серии взрывов газового оборудования, произошедших в стране за последнее время. Напомним, в июне 2019 года в Костанае была полностью разрушена станция по установке ГБО. Причиной ЧП оказался взрыв баллона в переоборудованном автомобиле, находившемся в этот момент на станции. В результате пострадали семь человек, пятерых из которых госпитализировали. Следом, в сентябре, только теперь уже в городе Туркестане, на территории одной из гостиниц загорелся автомобиль ЗИЛ с последующим взрывом газового баллона. В общей сложности от пожара пострадали 11 человек. Не каждая автомобильная компания в мире выпускает серийные авто, оборудованные ГБО. В некоторых странах допускается опция переоборудования, позволяющая сохранить гарантию на машину, если установку ГБО проводят в официальном центре. Но в большинстве случаев авто все же “слетает” с гарантии, поскольку автопроизводитель рекомендует заправлять его именно тем видом топлива, который предписан изначально.
Согласно статье 410 КоАП РК, нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности влечет штраф для физлиц в размере пяти МРП, для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций - в размере 15, для субъектов среднего предпринимательства - в размере 25, для субъектов крупного предпринимательства - в размере 50 МРП.
|