|
Ольга Шишанова АО “НК “КазАвтоЖол” в ближайшие четыре года собирается довести километраж платных автодорог в республике до 11 тысяч километров. Невзирая на протесты автомобилистов, не обращая внимания на сопротивление общественных организаций, игнорируя возмущение депутатов Мажилиса Парламента РК. Цена вопроса - 25 миллиардов тенге
Об этом стало известно в ходе подписания инвестиционного договора между АО “НК “КазАвтоЖол”, тайваньским консорциумом компаний Far Eastern Electronic Toll Collection Co., LTD и ТОО “Computer Vision Technologies”. По данным чиновников из правительства, цена вопроса составит 25 миллиардов частных инвестиций, которые должны будут направить на “развитие интеллектуальных систем автодорожной отрасли РК”. Де-юре соглашение предусматривает “развитие интеллектуальных систем в автодорожной отрасли” и, соответственно, увеличение протяженности платных автомобильных дорог республиканского значения “согласно” государственной программе инфраструктурного развития “Нурлы жол”. Де-факто зарубежный консорциум, согласно подписанному договору, собирается внедрить системы взимания платы на 11 тысяч километров автомобильных дорог республиканского значения в Казахстане в течение ближайших четырех лет. Причем если реализация проекта должна будет осуществляться в два этапа - в 2020 году, а затем с 2021 по 2024 год, “отбить” вложенные средства планируют за 11 лет. То есть раньше средства, собранные за проезд по платным дорогам республиканского значения с казахстанских автомобилистов, по крайней мере, оставались в Казахстане. Теперь же казахстанские налогоплательщики, и без того исправно оплачивающие все налоги в государственную казну, в том числе касающиеся автодорожной отрасли, будут на протяжении более десятка лет “спонсировать” зарубежного инвестора. Потому что речь идет не о строительстве новых дорог, как можно было бы ожидать: дескать, придет инвестор и построит в республике ту или иную дорогу со всей инфраструктурой. Нет, все гораздо проще и непонятнее одновременно. Потому что дороги, на которых разместят эти самые системы взимания денег за проезд, уже строят или построят в ближайшем будущем. Но вот только за счет других инвестиций и других капиталовложений. Тогда как указанные 25 миллиардов тенге - это инвестиции именно во внедрение систем сбора денег на дорогах Казахстана. Попросту говоря, чтобы брать с казахстанцев деньги за то, что они (казахстанцы) платят эти самые деньги. И иначе, чем извращенным парадоксом, такое явление назвать нельзя.
И это несмотря на то, что продолжение внедрения платных автодорог в Казахстане вызвало резкое отрицание, в последние несколько месяцев этот вопрос неоднократно поднимался общественностью (Общество содействия автомобилистам РК), вызывал нешуточные споры в социальных сетях и, наконец, был поднят депутатами Мажилиса Парламента РК, которые обратились с депутатским запросом по теме в правительство страны. Однако, как следует из вышенаписанного, чиновники предпочли соблюсти некую “мифическую” выгоду для казахстанцев путем расширения системы платных трасс. И самое главное, без всякого предоставления альтернативы, как это должно предусматриваться соответствующим законодательством в стране, позиционирующей себя как социальное государство. Однако в этом случае всю “социалку” сведут к созданию якобы 500 новых рабочих мест, которые дадут введение системы взимания оплаты сначала в коридоре Западная Европа - Западный Китай, а затем на трассах Караганда - Балхаш - Алматы, Талдыкорган - Калбатау - Усть-Каменогорск и других, которые “пока еще только в планах”. Чиновники при этом добавляют, что “проект повысит компетенции отечественных компаний в сфере интеллектуальных транспортных систем, обеспечит финансирование качественного содержания и сохранности автомобильных дорог, а также снизит аварийность на них путем полного покрытия системой контроля скоростного режима транспортных средств”. И снова тот же вопрос - каким образом все это будет происходить? Приборы замера скоростей на автобанах совершенствуются и дешевеют с каждым днем. А превышение или занижение скорости на автотрассе, запланированной на уровне от 90 до 120 километров в час, отражается на технических характеристиках авто. Выражаясь, например, в превышении расхода топлива, более быстром изнашивании определенных частей ходовой системы автомобиля и тому подобном. Соответственно, нарушать скоростной режим, по большому счету, явно не выгодно. Да и не только в нем дело. Вместо того, чтобы позаботиться о действительной безопасности на дорогах, подумать о внедрении комфортной составляющей услуг придорожного сервиса, АО “НК “КазАвтоЖол” вкупе с чиновниками из правительства предпочитают соблюдать свои интересы. Как это уже происходит на участках таких востребованных трасс республиканского и международного значения, как Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос. И, наконец, пара вопросов, на которые пока не удалось получить ответ. Во-первых, как дорожники объяснят выражение, которое прозвучало в правительстве, о том, что “ставки платы за проезд по дорогам первой технической категории будут такими же, как и на других эксплуатируемых в РК платных дорогах”. Каких других? В республике планируют очередное нововведение с оплатой дорог? Ответа пока получить не удалось. И, во-вторых, “на дорогах второй и третьей технических категорий дорог проезд для легковых автомобилей будет бесплатным”. Конечно, спасибо, однако встречный вопрос: а для всех других категорий автотранспорта он (вдруг и неожиданно!) может стать платным? И снова без альтернативы? Кажется, таким образом введение новых автодорог в республике превращается уже просто в серьезный отъем денег у казахстанцев. И теперь уже не только в республиканском масштабе, но и с размахом - с выходом на международный уровень.
Нур-Султан |