|
Ольга Шишанова В ходе очередного заседания Правительства РК Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в конце года решило озвучить несколько положений нового проекта Экологического кодекса, который, по данным чиновников, разработали с учетом опыта ОЭСР по экологическому регулированию
Как заявили в министерстве, этот проект является “принципиально новым документом”, в период разработки которого велось его масштабное обсуждение с общественностью и бизнес-сообществом. В итоге “поступило более двух тысяч предложений, многие из которых внесли в кодекс”. Так, по словам главы ведомства, министра Магзума Мирзагалиева, костяк Экокодекса сегодня составили семь основных принципов: - загрязнитель платит и исправляет; - новые подходы оценки воздействия на окружающую среду; - внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования; - направление платы за эмиссии на экологические мероприятия; - создание автоматизированной системы мониторинга выбросов; - усиление экологического контроля; - совершенствование управления отходами производства и потребления. С одной стороны, все пункты вроде бы правильные, с другой - слишком размыто в очередной раз звучат их определения. Напомним, что Экологический кодекс с самого момента его появления в республике (январь 2007 года) неоднократно подвергался изменениям - каждый раз чиновников в нем что-то да не устраивало. Но практически все вносимые изменения носили столь же неопределенный характер. Вот лишь несколько примеров этому.
Например, фактические эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу по итогам позапрошлого года составили 2,5 миллиона тонн, учитывая, что ежегодный прирост выливался в 100 тысяч тонн. И это несмотря на то, что постулат “загрязнитель платит и исправляет” уже распространялся на все 19 тысяч предприятий, что так или иначе имеют отношение к загрязнению окружающей среды и выбросу парниковых и отравляющих веществ. По новому же законодательству решено такое требование применять только в отношении 2,6 тысячи предприятий “первой категории”, на которые якобы приходится 80 процентов всех выбросов. Тогда как остальным, судя по всему, разрешат спокойно продолжать отравлять окружающую атмосферу. С начала уходящего года в стране запретили захоронение пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла. Однако запущенный механизм до сих пор не реализовали - и это признают в министерстве, так как “в регионах отсутствует соответствующая инфраструктура”. Собственно, не могут похвастаться этим и города-миллионники - Алматы, Нур-Султан, Шымкент, в которых не везде даже реализовали проект по раздельному сбору мусора, что уж говорить о его утилизации при помощи новейших технологий. Кроме того, непонятно, на что же тратят деньги налогоплательщиков, если в республике вот уже полтора десятка лет практически ничего не делается для очистки воздуха, особенно в крупных мегаполисах и промышленных центрах. Статистика словно замерла на месте, озвучивая практически одни и те же цифры, в которых “из 45 семь городов относятся к классу очень высокого загрязнения, 10 - к высокому загрязнению, 20 - к повышенному”. Просто любопытно, каким образом власти собираются сегодня усиливать “экологический контроль”, если давно пора было озаботиться проведением газоснабжения хотя бы в крупные города страны. Однако ежегодные рапорты по теме как переносили, так и переносят решение этого вопроса в “светлое завтра”. Дело дошло до того, что в нынешнем году к многочисленным возмущениям казахстанцев подключились международные организации, которые выразили недовольство сложившейся ситуацией от имени зарубежных гостей, посещающих страну, и, главное, от дипмиссий, постоянно аккредитованных в Казахстане. Потому что прямо-таки издевательски звучит, когда в качестве примера “оперативного реагирования” на состояние окружающей среды приводят такие данные, как “мы смогли отреагировать на несанкционированный сброс сточных вод в озеро Алаколь на пятые сутки (!), на массовую гибель рыбы в реке Жайык - на одиннадцатые (!)”. То есть пять суток сточные воды отравляли озеро Алаколь, и неизвестно, сколько бы продолжалось это дальше, если бы не шум, поднятый отдыхающими в социальных сетях (наше издание писало об этом инциденте). И 11 дней мертвая рыба разлагалась, отравляя окружающую экосистему, по факту чего даже спустя несколько месяцев не определили истинного виновника происшествия. Вот разве что единственный плюс нового кодекса - это усиление ответственности за экологические правонарушения путем увеличения административных штрафов в 10 раз. Хотя, по большому счету, за подобные преступления давно не помешало бы ввести ответственность уголовную...
Нур-Султан |