|
Ольга Шишанова Итоги года в образовательной сфере для Казахстана оказались неутешительны - всего лишь 69-е место из 77 стран по оценке образовательных достижений среди молодежи
Об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра республики заявили депутаты фракции “Народные коммунисты”. Мажилисмены обеспокоены тем, что исследования PISA - мониторинговой международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - оказались совершенно неутешительны для Казахстана. Так, исследовали четыре параметра: грамотность чтения, математику, естественные науки и компьютерную грамотность. При этом Казахстан оказался на 69-м месте из 77 участников. Самые высокие баллы зарегистрировали у Китая, Сингапура, Эстонии, Канады и Финляндии. Результаты ниже казахстанских участников зафиксированы у таких стран, как Грузия, Панама, Индонезия, Марокко, Ливан, Косово, Доминикана и Филиппины. Между тем сильно опережают Казахстан Россия, страны Прибалтики, Белоруссия, Украина и даже Молдова.
Одновременно результаты другого международного мониторинга PIAAC, изучающего навыки людей от 16 до 65 лет, показали, что Казахстан и тут оказался едва ли не в аутсайдерах - на 34-м месте из 39 исследуемых. “Причем наши 55-65-летние граждане показали гораздо лучшие результаты, чем группы 16-24-летних!” - утверждает депутат Ирина Смирнова. То есть, как ни странно и вопреки громким заявлениям МОН РК, старшее поколение оказалось гораздо лучше подготовлено, чем молодежь, и, более того, сохранило полученные навыки на долгие годы. При этом показатели навыков решения задач в высокотехнологичной среде оказались практически одинаковы как для 25-34-летних, так и для 55-65-летних! Тогда как в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) молодежь показала гораздо более высокие результаты, чем старшее поколение. Что же касается уровня цифровой грамотности, то здесь казахстанцы также оказались на 35-м месте. “После нас только Мексика, Турция, Перу и Эквадор”, - сетует Смирнова. При этом странно, что читательская грамотность граждан, имеющих основное образование, общее среднее и высшее образование, не очень отличается в республике друг от друга. Это значит, что среднее, то есть образование в 10-11 классов, среднее специальное и высшее образование за последнее время не дало абсолютно никакого роста высоких навыков. И только девятилетнее образование оказалось наиболее продуктивным по формированию этих самых навыков. “Таким образом, - говорит Смирнова, - результаты международных исследований только подтвердили мнение казахстанского общества о низком качестве образования в стране. Более того, результаты 2012 (!) и 2018 годов по итогам исследования PISA почти не отличаются, то есть роста качества знаний за указанный период точно не произошло. И это при том, что уже более 10 лет учащиеся занимаются по новым учебникам, программам, а учителя постоянно проходят курсы повышения квалификации по так называемым новым подходам в образовании”. Плюс результат PIAAC подтвердил верность итогов исследования PISA и вызвал еще больше вопросов в реальности цифровизации в школах и стране, качестве преподавания, а также применении новых технологий. Особенно непонятна такая ситуация на фоне того, что правительство РК буквально на днях заявило об экономическом эффекте в 600 миллиардов тенге, полученном при помощи введения цифровизации в республике в последние пару лет. Интересно, сможет ли Министерство образования ответить, куда и на что тратили многомиллиардные средства из бюджета, выделяемые на финансирование отрасли и повышение качества образования за последние полтора десятка лет, если поколение 16-34-летних не устает показывать худшие результаты, чем 55-65-летние граждане Казахстана?
Нур-Султан |