ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЭТЮДЫ НА ПОЛЯХ Горячие новости / Исследования

Султан
земли русской
Стараниями нашего посла в Российской Федерации Имангали Тасмагамбетова в ноябре этого года на рязанской земле открыли мемориальную плиту в честь одного из царей Касимовского ханства. Ее установили на месте захоронения потомка Джучи, внука казахского хана Шигая султана Ораза-Мухаммада (1572 - 1610). Выступая на церемонии открытия, посол напомнил, что с именем последнего “связано начало полноценной дипломатии между Великой степью и Русским государством. Ораз-Мухаммад не просто оставил глубокий след в русской летописи, но проложил для казахов дорогу в дружественную Россию”.
В предверии этого события в Алматы издали книгу об Оразе-Мухаммаде российского ученого Андрея Белякова, долгие годы занимающегося казахско-русскими связями этого периода (научный редактор - один из видных отечественных исследователей Золотой Орды, кандидат исторических наук Канат Ускенбай. - С.К.).
Позволим небольшой комментарий, останавливаясь на малоизвестных фактах. К концу XVI века российскую столицу наводнили знатные персоны Степи - чингизиды Сибирского ханства, ногайские и крымские мурзы, потомки вельмож Золотой Орды. Все они на русской земле оказались в основном не по своей воле. Так, самого султана Ораза-Мухаммада захватили в плен в 16-летнем возрасте в Западной Сибири во время соколиной охоты.
Часть этих лиц получила новые имена в результате крещения и дала династийное начало многим русским дворянским фамилиям. Вынужденная покинуть родину, казахская знать на новой земле пустила корни, обретя вотчины и наделы в собственное пользование, сохраняя при этом обычаи и традиции своих предков.
Казахские царевичи приняли активное участие во всей сложной жизни российского государства этого времени, получившего в истории название Смутного. Кто знает, может, спустя недолгое время и вернулись бы они на отчие земли. Но вихри истории так закрутились, что Оразу-Мухаммаду, в частности, предстояло внести свою немалую лепту в летопись Смутного времени российского государства.
А пока в один из августовских дней 1598 года в плен к русским воеводам попала многочисленная группа казахских цариц и царевен - жены, дочери, невесты хана Кошима (Кучума), правителя Сибирского ханства. В январе следующего года высокие женские особы со своей челядью торжественно въехали в Москву. А еще через год подали челобитную на имя царя Бориса Годунова с просьбой поселиться в Касимове у Ораза-Мухаммада, ставшего к этому времени царем ханства.
Назову лишь несколько имен. Царица Сюим с тремя дочерьми - царевнами Дурпатша, Молдир, Карачай. Царица Ян-Девлет, дочь Кошима царевна Кымыз. Сюим была Оразу-Мухаммаду мачехой, остальные - кто тетей, кто двоюродными сестрами. К этому времени уже жили в Касимове бабушка султана царица Ази, его мать Алтын ханум, родная тетя также под этим именем, царевны Бахты и Кун, содержавшиеся каждая со своим двором со всеми почестями.
Вновь прибывшие монаршие особы осели также в других местах России. К примеру, захотели жить обособленно царицы Салтаным, Актулым, Аксюрек, Шевлет, царевны Хандаза, Тажей, некоторые невесты Кошима. Сын его, плененный вместе с ними, получил крещение под именем Андрей и женился на знатной Ирине Оболенской. Так по воле истории пустила казахско-русские корни и династия всесильного Кошима, одной из ярких фигур казахской истории.
Но это все же отдельная тема, хотя и занятная. Вернемся к Оразу-Мухаммаду, первоначально поступившему на службу к царю Борису Годунову. Во главе своего же полка он участвовал в русско-шведской войне 1590 - 1595 годов, во многих других сражениях и даже в походе против крымских татар, показав себя храбрым и умелым полководцем.
Годунов решился поставить отважного царевича во главе Касимовского ханства. Первого апреля 1600 года 28-летний Ораз-Мухаммад принес в Золотой палате Кремля шерть - клятву, присягу на верность. А уже в мае в Касимове был совершен монгольский обряд возведения на царство. Четыре человека - предположительно представители казахских родов аргын, кыпчак, мангыт, жалаир, - взявшись за концы золотой кошмы, подняли на ней Ораза-Мухаммада. Так он стал одиннадцатым по счету правителем Касимова.

 

alt

Борис Годунов

 

Но благим начинаниям не суждено было сбыться до конца. Не повезло ни Годунову, ни казахскому султану. Тринадцать последующих лет вошли в историю как эпоха Смуты - время нашествия самозванцев на русский трон.
Слабоумный и кроткий царь Федор по прозвищу Блаженный, последний из оставшихся в живых сыновей Ивана Грозного, умер в возрасте 40 лет в январе 1598 года бездетным. С его смертью пресекся московский род Рюриковичей, правивших Русью семь столетий. На трон взошел боярин Борис Годунов, родной брат царицы Ирины, жены Федора, фактически правивший до этого страной за царя Федора.
Небольшое отступление. Годунов, как известно, имел кыпчакские корни, его предок в восьмом колене ордынский мурза Чет (Шет) осел на Руси в годы правления Ивана Калиты (1283-1340). Крещен под именем Захария. В Костроме знаменитый Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - хрестоматийная колыбель дома Романовых - был основан им. Стал родоначальником трех знатных русских дворянских фамилий: Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых-Зерновых. Надо же как символично - один из последних представителей династии Владимир Вельяминов-Зернов, прославленный историк-востоковед, автор работ, посвященных Золотой Орде, а также фундаментального четырехтомного труда “Исследование о касимовских царях и царевичей”. Иначе чем зовом крови не объяснишь этот факт.
...Начало XVII века не сулило ничего хорошего. В 1601 - 1603 годах Россию поразил жестокий голод. Тела умерших от голода штабелями валялись на улицах. Только в Москве схоронили 127 тысяч человек.
Таинственной и неожиданной стала смерть и 54-летнего Годунова (1605). На престол взошел его сын Федор II. Но царствование оказалось кратким в истории России - всего 49 дней. Федора II задушили вместе с матерью ворвавшиеся в Кремль сторонники Лжедмитрия I.
Самозванец Лжедмитрий I (1582 - 1606) стал первым из трех разных людей, называвших себя выжившим царевичем - сыном Ивана Грозного, погибшего при невыясненных обстоятельствах в восьмилетнем возрасте. В Москву он прибыл уже после смерти Годунова, а севший на трон его сын Федор II к моменту подхода войск самозванца был убит. За одиннадцать месяцев, что Лжедмитрий I официально возглавлял Русь, против него было несколько заговоров и около десятка покушений. Женат он был на дочери польского воеводы Марине Мнишек, которая стала первой женщиной, которую короновали в Москве (кстати, после смерти Лжедмитрия I она стала жить с Лжедмитрием II, выдавая его за первого мужа).
В середине мая 1606 года Лжедмитрий I был убит людьми боярина Василия Шуйского. Его труп в конце концов сожгли на костре, а прах смешали с порохом и выстрелили в сторону Польши, откуда Лжедмитрий I пришел. Это был единственный в истории выстрел, произведенной Царь-пушкой в Кремле.
С появлением в 1607 году второго российского самозванца в стране началась гражданская война, поставившая Россию на грань гибели. Вслед за Лжедмитрием II виды на царский престол предъявили и другие самозванцы: среди терских казаков появился царевич Петр Федорович (якобы сын царя Федора, то есть внук Грозного), царевич Иван-Август (якобы сын Грозного от брака с Анной Колтовской). Вскоре за ними показался еще один “внук” Грозного, “сын” царевича Ивана Ивановича - “царевич Лаврентий”. В казачьих станицах самозванцы росли как грибы: явились “дети” царя Федора Ивановича - “царевичи” Симеон, Савелий, Василий, Клементий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка.
В мае 1606 года группа приверженцев Василия Шуйского выкликнула его царем. В августе 1607 года новый претендент на власть Лжедмитрий II разбил царские войска под Болховом. Шуйский со своим правительством заперся в Москве, под ее стенами возникла альтернативная столица Лжедмитрия II - Тушинский лагерь. К концу 1608 года Шуйский уже не контролировал многие регионы страны.

 

alt

Ораз-Мухаммад

 

Ораз-Мухаммад вместе со своим другом, крещеным татарином князем Петром Урусовым, в этой критической ситуации первоначально перешел на сторону самозванца. Но, разобравшись, все же принял твердое решение организовать убийство Лжедмитрия II. Самозванцу об этом решении отца доложил его же сын, такое тоже бывало. Опасаясь измены со стороны касимовского хана, самозванец решил опередить его. Во время совместной охоты за Окой в районе Калуги он напал на ничего не подозревавшего касимовского царя и убил его. Тело сбросили в реку.
Вскоре, 11 декабря этого же, 1610 года, Петр Урусов отомстил за своего товарища. Как свидетельствуют летописи, “прискакав к саням на коне, рассек самозванца саблей, а младший брат Петра Александр (настоящее имя Зорбек) отсек его руку”.
Так Петр Арсланович Урусов (настоящее имя Орак Янарсланулы, внук ногайского бия Урыса) вошел в историю России как убийца Лжедмитрия II.
Смерть Лжедмитрия II, которая была результатом гибели казахского султана, и последовавшие затем события явились поворотным периодом в истории России. Смута перешла в свой последний национально-освободительный этап, который завершился изгнанием чужеродных оккупантов и приходом к власти в Русском государстве династии Романовых...
Жизнь казахского султана Ораза-Мухаммада, хана Касимовского государства, равно как и его многочисленного двора, таит немало загадок. Но начало, как говорится, положено.

 

alt

Мемориальная плита Оразу-Мухаммаду


Вершина тюркской
духовности
 Лет пять назад в Бишкеке провели шумную конференцию. Назвали ее международной. К слову, в условиях рынка все мало-мальские научные форумы стали международными (благо постсоветские республики не нуждаются в иноземных представительствах, имена их кураторов непременно присутствуют в отпечатанных программах-приглашениях).
Эта конференция была не рядовой, посвящена великому уйгурскому поэту-философу Юсуфу (Жусип) Баласагуни, автору “Кутадгу Билиг” - первому шедевру письменной литературы мусульманской эпохи. И приурочена якобы к 1000-летию Баласагуни.
Отметим, что в литературе годом рождения этого великого поэта указывают различные даты, в основном период с 1015 по 1020 год. Пришли наконец к консенсусу, 2016 год объявила годом Баласагуни Тюрксой (Международная организация тюркской культуры с 1993 года со штаб-квартирой в Анкаре, ее называют ЮНЕСКО тюркского мира. - С.К.).
То же самое и с датой смерти Баласагуни. Указывают годы от 1066 до 1070-го.
О месте расположения города Баласагун, где родился поэт, до сих пор спорят светила ученого мира. Бесспорным остается, что это пойма реки Шу. Одни считают, что место это в 12 километрах от современного киргизского Токмака (по сути, местность последнего боя Кенесары), другие указывают городище Актобе в среднем течении Шу (территория бывшего колхоза имени Калинина Жамбылской области. - С.К.). Раскопки велись здесь в течение многих лет под руководством профессора У. Шалекенова. В любом случае, считаю неэтичным вклиниваться в благородные гипотезы ученого мира, на то и наука, в этом случае хлеб историков, археологов, литераторов.
Дело в другом. Нам все же кажется, что Киргизия несколько обошла кое-кого. Государственный национальный университет, основанный еще в 1925 году, с 2002 года носит имя Баласагуни. Есть в столице памятник поэту, повсеместно названы улицы, на купюре с высшим номиналом 1000 сомов его изображение.
Это к тому, что народ не промах. Но мы против национального эгоцентризма, за толерантность и взаимное уважение к наследию общего тюрского мира.
А теперь немного истории. Юсуф Баласагуни жил в эпоху караханидов - могущественного государства, простиравшегося от Кашгарии, иначе говоря, от Восточного Туркестана, до междуречия Амударии, имевшего в своем составе различные тюркские этносы. Но в определенной степени в государстве преобладал уйгурский дух с правом и философией, а также литература и письменность на уйгурском языке.
Об этом ваш покорный слуга, как говорится, без обиняков выступил на прошедшем в этом году круглом столе Ассамблеи народа Казахстана, посвященном выходу на уйгурском языке “Кутадгу Билиг” (для истории оставим эту дату - 28 сентября, Дом дружбы в Алматы). Что Махмуд Кашгари, Алишер Навои - два других великих сына уйгурской нации, равно как и Фараби, скажем, или Фирдоуси, принадлежат в целом тюркскому миру. Но все же не забывая расставить необходимый акцент. А акцент в том, что в Караханидском государстве главенствующим (!) языком был хаканский, или, как еще его называют, буграханский язык, близкий к древнеуйгурскому.
По мнению ряда исследователей, продолжением караханидского языка являются средневековый чагатайский язык и современные новоуйгурский и узбекский языки. Мы также придерживаемся этой точки зрения.
Сегодня много охочих до выуживания рыбы в запутанной истории народов Средней и Центральной Азии тысячевековой давности, где государства сменяли друг друга, царственный двор сменялся противоположной верхушкой другого этноса. Дело это гибельное. Фараби родился в Отраре, похоронен за тридевять земель в Дамаске. Кто он - казах, узбек, перс? Пращур - да, предок - да. Достояние в целом не только тюркского, но и арабского мира.
Мы порой не знаем, что произошло в относительно недавнее время. А тут - тысячу лет назад. Выясняем истину по источникам, а их недостаточно.

 

alt

Юсуф Баласагуни

 

Юсуф Баласагуни, имевший почетное звание Хасс Хаджиб (дворцовый министр), родился, по последним предположениям, в 1017 году в городе Баласагун, больше известном как Кыз Орда, а умер в 55-57-летнем возрасте в Кашгарии. Это факт истории. Место расположения Кыз Орды (Куз Орда) не установлено до сих пор с достаточной степенью достоверности. То, что киргизские братья приписали его себе, еще ни о чем не говорит.
Мавзолей Баласагуни в Кашгарии украшают надписи на китайском, арабском и уйгурском языках. На вышеозначенном круглом столе в Алматы из уст уважаемого уйгурского профессора-коллеги прозвучал тезис, что близ Кашгара есть также местность под названием Баласагун.
То, что историю переписывают и по сей день в угоду кому-либо, мы это проходили. Основное творение Юсуфа Баласагуни - философская поэма “Кутадгу Билиг”, известная в переводе как “Благодатное знание” или “счастье”, - вершина общепланетарной мысли. Презентация книги на уйгурском языке, приуроченная к 1000-летию поэта (вот еще один повод усомниться в подлинной дате рождения), - знаменательное событие в культурной жизни страны.

* * *
Если подлинник “Кутадгу Билиг” до сих пор не нашли, как же удалось издать творение поэта?
Все просто - по дошедшим до нас спискам. Их три. Венский, датированный 1439 годом, находится в столице Австрии в Королевской библиотеке. Найден в свое время на территории Афганистана, в городе Герат. Второй, каирский, написан арабским алфавитом, хранится в фонде редких рукописей в Национальной библиотеке Египта. Третий, так называемый наманганский, найден башкирским просветителем Ахмет-Заки Валидом в 1914 году. Он считается наиболее полным, этот список ныне находится в фонде Узбекского института востоковедения.
“Кутадгу Билиг” - энциклопедическое произведение. Баласагуни поднимает вопросы смысла жизни человека, его судьбы, места и роли в мире. Представлять философию в виде поэзии было в традиции средневекового Востока. “Кутадгу Билиг” - первое произведение, написанное на языке древних тюрков, - бесценная сокровищница по истории и культуре наших общих предков. Переведенная на немецкий, узбекский, русский, а в 1986 году и на казахский языки покойным поэтом Аскаром Егеубаевым, поэма зазвучала сегодня наиболее близко к оригиналу - на уйгурском языке, объединявшем в былые времена общность тюркской вселенной.

 

 

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение