|
Алла Иванилова Новая система оценивания, СОРы и СОЧи вызывают массу вопросов и негатива у родителей школьников. Однако чиновники уверены, что новые “оценки” идут только на пользу учащимся
Обновленную образовательную программу в Казахстане начали постепенно вводить с 2016 года. Она предполагает абсолютно другую систему оценивания. Вместо традиционной пятибалльной шкалы, к которой привыкли родители и сами школьники, ставят баллы. Разработанные критерии и задания, по мнению чиновников, позволяют определять уровень знаний, способности их применять и навыки мышления. Новая критериальная система оценки - это, по сути, несколько суммативных оценок за разделы (СОРы) и суммативная оценка за четверть (СОЧ). Четвертную оценку выставляют путем сложения баллов за каждый СОР и СОЧ, а каждому баллу соответствует своя отметка. Пока результаты написанных СОР и СОЧ все-таки переводят в классические оценки. Но со временем от этого откажутся, так как, по мнению чиновников, отсутствие ежедневных оценок защищает детскую психику. В Минобразования заявляют, что дети сейчас стали активно, ярко выражать свои мысли, у них появились навыки исследовательской работы. Ведь главное отличие нового подхода - заставить ученика думать. Если раньше при старой системе достаточно было дать правильный ответ и получить оценку, то сегодня требование программы - показать, каким образом решил задачу, прописав каждое действие отдельно. Родители, однако, жалуются, что успеваемость “отличников” и “хорошистов” стала хуже. Привычные всем “пятерки” и “двойки” заменили на балльную систему, и ученики теперь не понимают, какую отметку получают. Оценок в течение четверти нет как за урок, так и за домашнюю работу. Отследить успехи и предугадать четвертные и годовые отметки стало тяжело. По их мнению, СОРы и СОЧи становятся психологическим стрессом для детей, и даже если кто-то учится “отлично”, перенервничав, может плохо написать эти работы, а оценки за них уже не исправить.
Тем временем учителя констатируют, что не все отличники продолжают получать “пятерки”, так как некоторые из них заслуживали оценки за отдельно выученное правило и решенную задачу и, таким образом накопив высокие оценки, становились лучшими. При новой системе нет условий для сравнения с другими. Между тем в Минобразования работают над усовершенствованием системы критериального оценивания и готовы принять решение до начала следующего учебного года. Задачей созданной рабочей группы является не только выявление и обсуждение проблем оценивания учебных достижений обучающихся, но и совершенствование с учетом всех замечаний, высказанных педагогами и родителями. Но при этом чиновники предупреждают, что “принципиально что-то не поменяется”. Между тем в мире существует множество шкал оценивания знаний. Привычная нам пятибалльная шкала тоже когда-то появилась и зародилась в России еще в начале XIX века. Тогда в гимназиях употребляли цифры от 0 до 5. Ноль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два “ноля” подряд, то его подвергали телесному наказанию (до 1864 года). В разное время в России применяли 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которую в 1837 году официально установило Министерство народного просвещения: “1” - слабые успехи, “2” - посредственные, “3” - достаточные, “4” - хорошие, “5” - отличные. В течение XX века оценка “1” постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. Эту традиционную для советского образования систему сейчас повсеместно применяют в России и многих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы заметен отход от нее. Так, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения перешли на 10-балльную шкалу, Украина - на 12-балльную, а прибалтийские страны предпочли англосаксонскую систему. В школах США знания оцениваются буквенными обозначениями. A - соответствует нашей “пятерке”, а F - это “кол”. Эксперимент оценивания знаний учеников буквенной шкалой ABCDF в РФ проводили в поселке Урдома Архангельской области (без разрешения от Министерства образования и согласия родителей учеников), и он не подтвердил свою эффективность. Вообще же система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI-XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трехбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причем переход из одного разряда в другой, более высокий, знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей оценки. Так осталось и по сей день: сегодня в Германии в среднем образовании используют 6-балльную систему оценок с обратной зависимостью, то есть единица - это “отлично”.
Нур-Султан |