|
Алла Иванилова Всем, наверное, известна фраза, приписываемая Марку Твену: “Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика”. Сегодня многие государственные программы и законопроекты можно отнести к разряду неэффективных по причине изначально неправильных или недостоверных просчетов и прогнозов. А ведь статистика - фундамент любого программного документа
В Казахстане ежегодно принимают немало госпрограмм, нацеленных на решение тех или иных проблем. Будь то сокращение бедности или безработицы, обеспечение доступным жильем и автотранспортом, увеличение продолжительности жизни или повышение экспортного потенциала. Их разработке предшествует большая аналитическая работа. Выявляют проблемы и формируют приоритеты в их решении, определяют причины возникновения проблем, дают оценку используемых ресурсов. И в основе всей этой работы лежат цифры. Наряду с анализом ситуации идет расчет социально-экономического прогноза. Во-первых, это позволяет точно сформулировать цели и задачи программы и является базой для оценивания ее эффективности. Во-вторых, прогноз нужен для оценки затрат на те или иные мероприятия в будущем. Как ни крути, а без цифр никуда. Взять хотя бы программу ипотечного жилищного кредитования “7-20-25”. Почему в ее основу легли именно эти показатели: процентная ставка до 7 процентов, порог первоначального взноса определен - 20 процентов и срок погашения займа - 25 лет? Наверняка чиновники все просчитали - продолжительность жизни казахстанцев, их доходы и финансовые возможности. И после этого остановились именно на этих цифрах. Но, как показывает реализация программы, даже в эти, казалось бы, минимальные критерии вписываются далеко не все. И программа, которая позиционировалась как доступная, на деле таковой не является.
Впереди нас ждет и другая государственная программа - по внедрению обязательного социально-медицинского страхования, которую уже неудачно реализовали в Казахстане в 1995-1997 годах. И дело не только в сложной экономической ситуации в тот период, но и в неправильных расчетах. По некоторым данным, примерно 25 процентов населения выпало из системы обязательного медицинского страхования. У Фонда обязательного медицинского страхования просто не хватало денег, чтобы выполнить свои обязательства перед медучреждениями. По данным исследования “Системы здравоохранения: время перемен”, в 1996 году ФОМС внес лишь 15 процентов в общие расходы на здравоохранение вместо планируемых 25, в 1998 году - около 40 процентов, но половину этой суммы доплатило государство. Разработчики не просчитали все риски, а возможно, изначально заложили “неправильные” цифры. Переполненные детсады, школы и больницы - тоже из-за неправильных прогнозов, которые составляют на основе официальной статистики, а она порой бывает лукавой. Взять хотя бы количество бедных в стране. Если верить чиновникам, то таковых насчитывается более 772 тысяч человек, или 4,2 процента от численности населения. При этом, по данным Министерства социальной защиты и труда, на 8 октября 2019 года за девять месяцев текущего года государственную адресную социальную помощь (АСП) назначили 417 тысячам семей, или 2,1 миллиона человек. Адресную социальную помощь в Казахстане могут получить категории лиц со среднедушевым доходом, не превышающим черту бедности. Среднедушевой доход исчисляют за квартал путем деления совокупного дохода на число членов семьи и три месяца. Таким образом, у Министерства труда и соцзащиты и комитета статистики разные данные, причем разница более чем в два раза. Причина в методиках подсчета: данные министерства складываются из числа людей, получивших АСП. Комитет статистики формирует свои данные с помощью выборочных обследований домашних хозяйств. Другими словами, показатели доходов отдельных домохозяйств переносятся на уровень республики. Такой подход не может показывать реальную ситуацию. А это значит, что более миллиона человек, которых де-факто считают бедными, таковыми не являются. И завтра при написании очередной госпрограммы или законопроекта они могут “выпасть”, и разработанные меры не возымеют эффекта. Зачастую возникают сомнения в отношении правдивости статистических данных по инфляции, индексу потребительских цен. При этом методику подсчетов открыто не обсуждают в экспертном сообществе. Возможно, причина в том, что в Казахстане все считают в среднем по стране, а она у нас большая и разная. Уровень цен и жизни в регионах и больших городах отличается. Показатель “средней температуры по больнице” искажает реальную картину. Но самое главное, исходя из этих цифр формируется стоимость потребительской корзины, по ним же определяется инфляция, а это уже вопрос политический. За инфляцию отвечает Национальный банк, для которого ее уровень не пустой звук, а жизненно важная величина. Сюда входят уровень доходов бюджетников, пособия, пенсия и пенсионные накопления граждан в ЕНПФ. Согласно статье 5 Закона “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, государство гарантирует не только сохранность денег, но и доход не меньше инфляции. И если следовать букве закона, при высокой инфляции придется доплачивать. Поэтому ее реальный размер государству выгодно скрывать. По мнению экспертов, величина прожиточного минимума в Казахстане занижена практически в два-три раза. А ведь это базовая единица для многих расчетов, в том числе заработных плат, пенсий и различных пособий. Меньше размер - соответственно, меньше платить. И потом - международные эксперты констатируют, что в Казахстане, несмотря на все усилия, так и не снижается количество бедных. А все потому, что власти изначально “причесывают” цифры в угоду их соответствия международным показателям. Для правительства всегда было важно продемонстрировать, что страна развивается семимильными шагами и движется в сторону развитых государств. Но если зарубежных экспертов можно обмануть, то собственных граждан - нет. За цифрами чиновники не видят или не хотят видеть реальной жизни казахстанцев. Занижая статданные, правительство само себя обманывает, создавая иллюзию, что все хорошо, и в этом случае отпадает необходимость заниматься проблемными вопросами. А если и занимаются, то неэффективно. Ведь в основе всех программ и законопроектов должна лежать правдивая, а не выгодная статистика, которая ведет к провалу всех начинаний. Комитет по статистике - правительственный орган, подразделение Министерства национальной экономики. Его финансирование согласно Закону “О республиканском бюджете на 2019 - 2021 годы” в текущем году составило 4 миллиарда 954 миллиона тенге. При этом штат только центрального аппарата комитета насчитывает 290 сотрудников (не считая территориальные органы), где, пожалуй, наберется еще столько же работников. Статистика - наука точная, и для ее развития необходим долгосрочный период, а это значит, что за годы независимости Казахстана в нее вложены десятки миллиардов, которые, как мы видим, не приносят ощутимых плодов. То ли потому, что неверные системы подсчета ориентированы не на научные подходы, а на конъюнктурные потребности. То ли потому, что вся система не работает, оторвана от общества и существует в параллельной реальности. В этом случае цели не оправдывают средства. Десятки и сотни миллиардов тенге, потраченные на “игру с цифрами”, могли бы значительно улучшить эти самые цифры, направь их в нужное русло.
Нур-Султан |