ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР СТАТИСТИКИ Горячие новости / События

Алла Иванилова
Всем, наверное, известна фраза, приписываемая Марку Твену: “Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика”. Сегодня многие государственные программы и законопроекты можно отнести к разряду неэффективных по причине изначально неправильных или недостоверных просчетов и прогнозов. А ведь статистика - фундамент любого программного документа

В Казахстане ежегодно принимают немало госпрограмм, нацеленных на решение тех или иных проблем. Будь то сокращение бедности или безработицы, обеспечение доступным жильем и автотранспортом, увеличение продолжительности жизни или повышение экспортного потенциала. Их разработке предшествует большая аналитическая работа. Выявляют проблемы и формируют приоритеты в их решении, определяют причины возникновения проблем, дают оценку используемых ресурсов. И в основе всей этой работы лежат цифры. Наряду с анализом ситуации идет расчет социально-экономического прогноза. Во-первых, это позволяет точно сформулировать цели и задачи программы и является базой для оценивания ее эффективности. Во-вторых, прогноз нужен для оценки затрат на те или иные мероприятия в будущем. Как ни крути, а без цифр никуда.
Взять хотя бы программу ипотечного жилищного кредитования “7-20-25”. Почему в ее основу легли именно эти показатели: процентная ставка до 7 процентов, порог первоначального взноса определен - 20 процентов и срок погашения займа - 25 лет? Наверняка чиновники все просчитали - продолжительность жизни казахстанцев, их доходы и финансовые возможности. И после этого остановились именно на этих цифрах. Но, как показывает реализация программы, даже в эти, казалось бы, минимальные критерии вписываются далеко не все. И программа, которая позиционировалась как доступная, на деле таковой не является.

 

 

Впереди нас ждет и другая государственная программа - по внедрению обязательного социально-медицинского страхования, которую уже неудачно реализовали в Казахстане в 1995-1997 годах. И дело не только в сложной экономической ситуации в тот период, но и в неправильных расчетах. По некоторым данным, примерно 25 процентов населения выпало из системы обязательного медицинского страхования. У Фонда обязательного медицинского страхования просто не хватало денег, чтобы выполнить свои обязательства перед медучреждениями. По данным исследования “Системы здравоохранения: время перемен”, в 1996 году ФОМС внес лишь 15 процентов в общие расходы на здравоохранение вместо планируемых 25, в 1998 году - около 40 процентов, но половину этой суммы доплатило государство. Разработчики не просчитали все риски, а возможно, изначально заложили “неправильные” цифры.
Переполненные детсады, школы и больницы - тоже из-за неправильных прогнозов, которые составляют на основе официальной статистики, а она порой бывает лукавой. Взять хотя бы количество бедных в стране. Если верить чиновникам, то таковых насчитывается более 772 тысяч человек, или 4,2 процента от численности населения. При этом, по данным Министерства социальной защиты и труда, на 8 октября 2019 года за девять месяцев текущего года государственную адресную социальную помощь (АСП) назначили 417 тысячам семей, или 2,1 миллиона человек. Адресную социальную помощь в Казахстане могут получить категории лиц со среднедушевым доходом, не превышающим черту бедности. Среднедушевой доход исчисляют за квартал путем деления совокупного дохода на число членов семьи и три месяца. Таким образом, у Министерства труда и соцзащиты и комитета статистики разные данные, причем разница более чем в два раза. Причина в методиках подсчета: данные министерства складываются из числа людей, получивших АСП. Комитет статистики формирует свои данные с помощью выборочных обследований домашних хозяйств. Другими словами, показатели доходов отдельных домохозяйств переносятся на уровень республики. Такой подход не может показывать реальную ситуацию. А это значит, что более миллиона человек, которых де-факто считают бедными, таковыми не являются. И завтра при написании очередной госпрограммы или законопроекта они могут “выпасть”, и разработанные меры не возымеют эффекта.
Зачастую возникают сомнения в отношении правдивости статистических данных по инфляции, индексу потребительских цен. При этом методику подсчетов открыто не обсуждают в экспертном сообществе. Возможно, причина в том, что в Казахстане все считают в среднем по стране, а она у нас большая и разная. Уровень цен и жизни в регионах и больших городах отличается. Показатель “средней температуры по больнице” искажает реальную картину.
Но самое главное, исходя из этих цифр формируется стоимость потребительской корзины, по ним же определяется инфляция, а это уже вопрос политический. За инфляцию отвечает Национальный банк, для которого ее уровень не пустой звук, а жизненно важная величина. Сюда входят уровень доходов бюджетников, пособия, пенсия и пенсионные накопления граждан в ЕНПФ. Согласно статье 5 Закона “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, государство гарантирует не только сохранность денег, но и доход не меньше инфляции. И если следовать букве закона, при высокой инфляции придется доплачивать. Поэтому ее реальный размер государству выгодно скрывать.
По мнению экспертов, величина прожиточного минимума в Казахстане занижена практически в два-три раза. А ведь это базовая единица для многих расчетов, в том числе заработных плат, пенсий и различных пособий. Меньше размер - соответственно, меньше платить. И потом - международные эксперты констатируют, что в Казахстане, несмотря на все усилия, так и не снижается количество бедных. А все потому, что власти изначально “причесывают” цифры в угоду их соответствия международным показателям. Для правительства всегда было важно продемонстрировать, что страна развивается семимильными шагами и движется в сторону развитых государств. Но если зарубежных экспертов можно обмануть, то собственных граждан - нет. За цифрами чиновники не видят или не хотят видеть реальной жизни казахстанцев. Занижая статданные, правительство само себя обманывает, создавая иллюзию, что все хорошо, и в этом случае отпадает необходимость заниматься проблемными вопросами. А если и занимаются, то неэффективно. Ведь в основе всех программ и законопроектов должна лежать правдивая, а не выгодная статистика, которая ведет к провалу всех начинаний.
Комитет по статистике - правительственный орган, подразделение Министерства национальной экономики. Его финансирование согласно Закону “О республиканском бюджете на 2019 - 2021 годы” в текущем году составило 4 миллиарда 954 миллиона тенге. При этом штат только центрального аппарата комитета насчитывает 290 сотрудников (не считая территориальные органы), где, пожалуй, наберется еще столько же работников. Статистика - наука точная, и для ее развития необходим долгосрочный период, а это значит, что за годы независимости Казахстана в нее вложены десятки миллиардов, которые, как мы видим, не приносят ощутимых плодов. То ли потому, что неверные системы подсчета ориентированы не на научные подходы, а на конъюнктурные потребности. То ли потому, что вся система не работает, оторвана от общества и существует в параллельной реальности. В этом случае цели не оправдывают средства. Десятки и сотни миллиардов тенге, потраченные на “игру с цифрами”, могли бы значительно улучшить эти самые цифры, направь их в нужное русло.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение