Ботагоз Сейдахметова
Н.А.Назарбаев: акметализм как высшая стадия капитализма
Статья в “Российской газете”, которая вышла в начале этого месяца под названием “Ключи от кризиса”, вызвала дискуссии не только у российского читателя. И не столько потому, что в ней высказаны идеи, которые могли бы показаться свежими, оригинальными или революционными. Ведь такие мысли всегда витают в воздухе. Сколько от того, что все эти мысли высказывает весьма авторитетная персона - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
В начале года президент Казахстана был почетным гостем на главном празднике Индии, страны, мировое влияние которой становится все более весомым. На днях нашего президента торжественно встречали в столице Германии.
Впрочем, можно предположить, что Назарбаев на деле выражает в этой статье мысли и чаяния некой сборной элиты - и не только казахстанской, а всего пространства стран - членов ЕврАзЭС.
Почему Назарбаев? Да потому что он в отличие от Владимира Путина не видится одиозной фигурой на Западе. Его уважают и в Москве, и Пекине, и в Дели, и в Брюсселе. А иначе кто бы нас пустил председательствовать в ОБСЕ? Не побоимся предположить, что к нему лояльны одновременно и Вашингтон, и Тегеран.
Короче говоря, имя “Назарбаев” - это уже политический бренд не столько страны, сколько Евразийского пространства.
Мы не собираемся цитировать всю статью нашего президента. Она большая и стоит того, чтобы вы ее лично прочитали. Благо, что ее с удовольствием перепечатали уже многие издания, так что найти ее в Интернете не составит труда.
Остановимся на основных тезисах статьи. Назарбаев задается семью вопросами:
1. Является ли существующая де-факто мировая валюта законной де-юре?
2. Является ли процедура деятельности эмитента мировой валюты истинно демократической?
3. Является ли механизм баланса спроса и предложения мировой валюты конкурентным и свободным?
4. Является ли рынок мировой валюты цивилизованным?
5. Является ли система генерации и эмиссии мировой валюты контролируемой основными ее субъектами-пользователями (странами, компаниями и гражданами) и мировым сообществом в целом?
6. Является ли система генерации и эмиссии мировой валюты ответственной перед ее основными субъектами-пользователями (странами, компаниями и гражданами) и всем мировым сообществом?
7. Является ли система мировой валюты эффективной и результативной, то есть насколько результаты ее работы соответствуют целям развития человечества и мира в целом?
Таким образом, автор приходит к выводу, что система мировой валюты явно устарела, давно и безвозвратно, и глобальный мировой кризис лишь подтверждает его тезис.
Назарбаев предлагает план радикального обновления мира (ПРО). В качестве ключевого слова он выбрал древнегреческое “акме”, что означает высшую стадию развития. Новому “уже не капиталу” Назарбаев предлагает дать имя “акме-капитал” или “акметал”. “И тогда этот грядущий уклад радикально-нового мира, движимый таким радикально-новым мировым “акметалом”, будет правильным называть уже не капитализмом, а “акметализмом”, - пишет наш президент.
Назарбаев напомнил, что Казахстан еще в 2003 году выступил с инициативой введения в рамках ЕврАзЭС единой наднациональной межгосударственной валютно-расчетной единицы, которую тогда предлагалось назвать “алтын”.
Он уверен, что “наш мир уже спонтанно готовится к очередной стадии своего самообновления путем формирования региональных центров эмиссии наднациональных транзитных валют задолго до своего вступления в глобальный кризис”.
Автор “Ключей от кризиса” уверен, что “все лидеры мира должны вести параллельную подготовку грядущего перевода всего мира на новую бездефектную систему новой мировой акме-валюты, которая станет ядром и сердцем грядущего “акметализма”.
В заключение Назарбаев пишет, что “если формирующийся мировой “транзитал” - это действительно Ноев ковчег капиталов, то предлагаемый нами ПРО - это первый эскиз плана строительства нового Ноева ковчега”.
Впрочем, надо читать статью. Ведь многим все высказанное ее автором может показаться красивой фантазией с философским подтекстом. Но в защиту автора хочется сказать, что все, что имеет сегодня человечество, сначала было плодом фантазий ее отдельных представителей. |