Алла Иванилова Школьная успеваемость Вчера в мажилисе парламента прошел правительственный час о предварительных итогах реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы. Министр Асхат Аймагамбетов рассказал депутатам об успехах и проблемах в системе образования
В международном рейтинге глобальной конкурентоспособности IMD по субфактору “Образование” среди 64 стран мира наша республика занимает 26-е место. Если брать такие известные показатели грамотности для разных возрастов и отраслей знания, то и здесь казахстанцы вполне конкурентоспособны. В PIRLS по пониманию текста и читательской грамотности наши школьники на 27-м месте, в TIMSS по академическим знаниям в математике и естествознанию являются одними из лучших и вошли в десятку лидирующих стран. Результаты PISA-2018 будут известны в декабре текущего года. А в нынешнем году в международном конкурсе World Skills International казахстанская сборная заняла 14-е место. На обновленное содержание школьной программы перешли уже 95,4 процента учащихся школ. Как подчеркнул глава Минобразования, при переходе не было копирования программ НИШ, “Это были адаптированные программы для общеобразовательных школ”, - констатировал Асхат Аймагамбетов. В этом году министерство совместно с НИШ провело первое масштабное исследование обученности детей 1-4-х классов пилотных школ, которое показало хорошую динамику в целом по успеваемости. В два раза сократился разрыв между слабоуспевающими и отличниками. Учащиеся пилотных школ превосходят контрольные школы по учебным достижениям и по таким компетенциям, как креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, критическое мышление. В целом 94 процента учителей прошли повышение квалификации по новой системе. “Аттестованные” педагоги, а это 123 тысячи, получают доплату от 30 до 50 процентов. Однако в среднем образовании еще немало проблем. В первую очередь, это аварийные и трехсменные школы. Первых насчитывается 36. Большинство зданий построено в 1950-80-х годах. В регионах нет системного подхода к проведению капитальных ремонтов, поэтому школы с каждым годом приходят в негодность. Кроме того, в республике в три смены работают 125 школ. Большая переуплотненность классов наблюдается в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте. И хотя за время реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016 - 2019 годы построили 372 школы и еще в 80 частных школах разместили госзаказ, это не решило проблему. Она остается актуальной на фоне процессов урбанизации и прироста населения. В этой связи планируется ввести новую методику финансирования строительства и проведения капитального ремонта школ. “Объем финансирования будет определяться исходя из норматива на одного учащегося в регионе. Место строительства школ будут определять местные исполнительные органы в зависимости от потребности”, - отметил министр. Кроме этого далеко не все школы обеспечены широкополосным интернетом. Около ста учебных заведений не подключены к Всемирной сети. Там, где она есть, скорость интернета значительно ниже заявленной. Много нареканий поступает и в адрес учебников. Эта проблема также переходит из года в год. В Министерстве образования и науки ее признают и пытаются решать. Сейчас ведут работы по повышению качества и обновлению механизма экспертизы учебников.
P.S. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, по словам главы Минобразования, сохраняют свою остроту и требуют решения. В этой связи планируют стопроцентно оснастить к 2020 году детсады и школы камерами видеонаблюдения, передать отдельные государственные функции некоммерческим организациям и НПО, увеличить штат специалистов сферы защиты прав детей и внедрить индекс благополучия ребенка.
В ходе правительственного часа подняли злободневный вопрос о 12-летнем образовании. В частности, депутат Сергей Симонов поинтересовался: “Сегодня и дети, и родители запутались, что же внедряют в наших школах и чему обучают. В этой связи разъясните, какая система образования у нас в стране: 11-летняя или 12-летняя? Если 12-летняя, то какой эффект будет при 12-летнем образовании, если при 11-летнем необходимо нанимать репетиторов, чтобы ребенок знал объем среднего образования. Получается так, что дети у нас больше обучаются на дому, нежели в школах”. Глава МОН ответил, что в Казахстане де-факто и де-юре на сегодняшний день 11-летняя система образования. Что касается перехода, то, по его словам, это надо делать поэтапно. “Если мы сейчас будем вдруг, скажем так, вводить 12-й класс без предварительной подготовки - а 12-й класс подразумевает большую нагрузку на инфраструктуру школ, подготовку педагогов, выпуск новых учебников и так далее, - то, конечно, мы столкнемся с большими проблемами”, - пояснил министр. Также переход на 12-летнее образование будет возможен только тогда, когда все 11 классов перейдут на обновленную программу обучения. Ориентировочно чиновники назвали в качестве срока 2021 год.
Нур-Султан |