Мадина Меирманова В Казахстане на малый и средний бизнес традиционно возлагают ключевую роль в повышении ВВП: так, к середине века вклад МСБ в ВВП должен достичь 50 процентов. На прошедшем в Акорде совещании по вопросам экономического развития страны президент Касым-Жомарт Токаев предложил делать ставку не столько на малый, сколько на средний бизнес, который должен стать драйвером экономики
Малый и средний бизнес отличаются в основном величиной дохода, количеством работающего персонала (в малом бизнесе - менее 50 работников). Кроме того, если в малом деле большое значение имеет персонал, то в среднем на первый план выдвигается качество продукции (услуг), ее эффективный сбыт. Но как это сделать - задача сложная. Дело в том, что, по словам Токаева, программа индустриализации позволила лишь остановить спад промышленного производства и обрабатывающего сектора плюс появление новых видов продукции. Однако, ссылается на слова президента пресс-служба Акорды, “кардинальных сдвигов в структуре экономики не произошло”. - К индустриализации приковано внимание местного и зарубежного экспертного сообщества. К предыдущим программам его отношение более чем сдержанное. Нам нельзя допустить дискредитации самой идеи индустриализации, - заявил Токаев. А потому предложил индикаторами положительных перемен в экономике выбрать два фактора: производительность труда и объем несырьевого экспорта. “Основной акцент должен быть сделан на росте производительности труда не менее чем в 1,7 раза и значительном увеличении казахстанского экспорта обработанной продукции. Правительству предстоит добиться прироста несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году и в два раза к 2025 году”, - поручил Касым-Жомарт Токаев.
Собственно, вся политика правительства должна быть направлена на успешное достижение этих двух индикаторов. Видимо, это означает, что пересмотрят всю целевую стратегию индустриализации. Особенно если учесть, что Токаев указал на необходимость формирования не менее трех-пяти технологически развитых отраслей, конкурентоспособных как минимум в региональном масштабе. Помочь этому формированию (как и выбору приоритетных отраслей для развития технологий) должны сами инвесторы. Но они, как заметил президент, что-то не приходят. - Мы постоянно улучшаем инвестиционный климат. Но насколько такой климат транслируется в объем инвестиций? Почему нет взрывного эффекта? В вопросе привлечения иностранных инвестиций важны не только фискальные стимулы. Системные проблемы - узость внутреннего рынка, сложность выхода на экспорт, недостаточная координация действий государственных органов на центральном и местном уровнях, - констатировал глава государства. С узостью рынка позволит бороться наличие ЕАЭС. Здесь Минторговли и интеграции, как главному переговорщику и лоббисту интересов Казахстана на пространстве Евразийского экономического союза, предстоит “усилить аналитическую работу”. Но перед Минторгом стоит еще одна важная задача: покончить с разрозненностью деятельности институтов поддержки производителей экспортоориентированной продукции. “На сегодня у нас имеется множество инструментов поддержки экспорта, которые оказывают три оператора: НПП “Атамекен”, национальная компания KazakhExport и QazTrade. Говорим о необходимости объединить все имеющиеся меры поддержки экспорта в “единое окно”, - сказал Токаев. - Я поручал правительству провести профессиональный опрос экспортеров, определить проблемные точки, насущные потребности и на базе этого выстроить инструменты государственной поддержки. Надеюсь, вы примете и организационные решения”. Попутно нужно сделать так, чтобы наш бизнес получал возможность финансировать свои программы развития. То есть открыть ему доступ к банковскому кредитованию. “Национальному банку надо срочно вносить коррективы в проводимую политику, - поручил президент. - По данным регулятора, более 50 процентов в каждом секторе экономики - это устойчивые и финансово независимые предприятия, представляющие интерес для банков. Однако они не заинтересованы в привлечении банковских кредитов. Почему? Возможно, это означает, что эти предприятия считают непривлекательными для себя условия, диктуемые коммерческими банками. Стоя перед дилеммой - обеспечение стабильности финансового сектора или развитие кредитования реального сектора, Национальный банк должен принять рациональное решение”. А вот правительству пора отходить от традиции “тратить халяву” из Нацфонда. “Правительство должно в первую очередь полагаться на доходную часть республиканского бюджета. Национальный банк обязан пересмотреть подходы в управлении средствами Нацфонда в целях повышения получаемых инвестиционных доходов”, - отметил Касым-Жомарт Токаев. Как резюмировал президент, от качественной реализации стратегических программ зависит решение основной задачи - повышение уровня жизни населения. В одном из ключевых вопросов роста качества жизни - жилищной политике - перед правительством вновь поставлена задача “определиться с критериями доступности жилья, системно снижать себестоимость строительства, установить пропорции многоквартирного и индивидуального жилья, цивилизовать рынок аренды квартир”.
Нур-Султан |