|
Аксинья Титова После того как лидеры казахстанского феминистического движения “Казфем” подали сразу 36 заявок на проведение митинга за права женщин, 28 сентября он все-таки состоялся. Надежду на то, что митинг удастся провести, активистки получили после озвученного президентом Касым-Жомартом Токаевым Послания народу Казахстана. В нем глава государства потребовал от чиновников дать возможность гражданам страны публично выражать свое мнение. Первый санкционированный митинг в поддержку прав женщин и гендерного равенства прошел в Алматы на площади за кинотеатром “Сары-Арка”
Высказать свои требования, в том числе и с помощью плакатов, как заготовленных заранее, так и написанных от руки, пришло около ста женщин и мужчин. Главными действующими лицами мероприятия были представители организации феминисток и общественного движения “Не молчи.kz”, ведущие непримиримую борьбу против насилия над женщинами и за ужесточение законов, касающихся бытового насилия над ними. Активистки потребовали “декриминализации проституированных женщин” (они считают, что в Казахстане необходимо ввести шведскую модель закона, при котором ответственность несет клиент), введения полового просвещения в школах, а также разработки законопроекта о бытовом насилии. Они считают, что в УК РК необходимо вернуть статью “Побои”. Также феминистки требуют ужесточить наказание за сексуальное насилие и наказывать за изнасилование сроком от восьми лет лишения свободы (в новом законопроекте об ужесточении наказания за сексуальное насилие предлагается срок от пяти лет). Женщины также требуют, чтобы в СМИ публиковали фотографии и ФИО осужденных по статье “Изнасилование”, но чтобы при этом публикация информации о жертвах насилия была запрещена.
Помимо перечисленного феминистки затронули вопрос соблюдения прав женщин в колониях. Заявили о необходимости введения статьи о защите от домогательств на рабочем месте и о защите от преследований, охранных ордеров, отмены списка запрещенных для женщин профессий, создания комиссии гендерного равенства, в компетенции которой будет контроль за отсутствием проявлений сексизма и дискриминации на рабочих местах, в СМИ и рекламе, а также затронули тему патриархальности казахстанского общества, скандируя: “Сам стирай свои носки!”. Ведь, по приведенной статистике, женщины делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, что в среднем выливается за всю жизнь в 23 года дополнительной работы. Митинг, который прошел в сквере за кинотеатром “Сары-Арка”, дал возможность открыто заявить обществу о существующих проблемах и необходимости их решения. Но действительно ли у казахстанских женщин так много проблем, о которых не принято говорить публично? Чтобы понять мотивы современных женщин-феминисток, нужно окунуться в историю. Изначально феминизм - это движение за права женщин, против их дискриминации по половому признаку. Это значит, что политические, экономические и гражданские права женщин не должны отличаться от прав мужчин. Звучит понятно и вроде бы правильно. Первые феминистки появились в Европе. Они боролись за избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и получать одинаковую с мужчинами зарплату, заниматься политикой или футболом. Это движение оформилось в середине XIX века в США, Англии, Германии и Франции. В первую очередь активистки требовали равной оплаты труда. Промышленная революция нуждалась во множестве рук, но женщины, работавшие столько же, сколько мужчины, получали меньше. Это приводило к росту абортов и детской смертности. Кроме того, феминистки требовали права на собственность в браке, возможность получать высшее образование и голосовать на выборах. К 1920 году в западных странах целей “первой волны” феминизма удалось достичь. В дальнейшем женщины расширили список своих требований. Они захотели получить право на развод, введение уголовного преследования за домашнее насилие. Развитие феминизма принято связывать с “революцией мысли” конца 60-х годов, разочарованием молодого поколения в достижениях отцов и последовавшей за этим сексуальной революцией. В Российской империи дела с правами женщин обстояли иначе. В XIX веке на повестке дня не стоял вопрос об имущественных правах женщин, они и так получили их задолго до того, как вопрос подняли на Западе. А право на высшее образование определялось не гендерным признаком, а положением человека в обществе. В Советском Союзе 20-е годы прошлого века прославились новым Кодексом о браке и семье, который разрешал разводы, давал равные права мужчинам и женщинам в браке, а также их внебрачным детям, разрешили аборты. Женщины стали полностью уравнены с мужчинами в правовом поле. Даже искусство того времени показывает, что советское общество практически не выделяло женщин. Соцреализм не делал акцентов ни на женской сексуальности, ни на стереотипных гендерных ролях. Именно в Советском Союзе появились ясли и детские сады, позволявшие максимально интегрировать женщину в “коммунистическое строительство”. Пока на Западе женщины боролись за свои права, в СССР стройные ряды строителей коммунизма равняли всех под одну линейку, советская женщина уже тогда была “товарищем” и, в принципе, пользовалась одинаковыми правами с мужчинами. Как признаются нынешние бабушки, им некогда было ощущать себя женщинами. Идеология была настолько сильна, что никакому проявлению женственности не было места, зато рабочие мозоли и тяжесть на плечах были нормой. А сегодня наши феминистки готовы выступить за право работать асфальтобетонщиками, каменщиками, бурильщиками скважин, взрывниками. Согласно подпункту 20 статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан, существует список работ, на которых запрещается применение труда женщин, а также список предельных норм подъема (7-10 килограммов) и перемещения вручную тяжестей женщинами. Профессии, перечисленные выше, - далеко не полный список видов деятельности, запрещенных казахстанским женщинам. Всего таких профессий около 300, а подразделов профессий, таких как металлообработка, горные работы или добыча нефти и газа - 25. Запрет на большинство работ довольно очевиден: немногие женщины по физическим показателям могут стать лесными пожарными, варщиками битума или газоспасателями. Однако с начала нового века идеи феминизма зазвучали вновь и поставили перед их носителями новые цели. Они высмеивают гендерные роли, необходимость быть сексуальной, отстаивают право быть сильной, а главное - естественной. Такая идеология дала жизнь новым движениям, таким как “бодипозитив”, активистки которого борются со стереотипами о красоте женского тела, в то время как наши бабушки пытались самыми изощренными способами показать свою женственность, бунтовали и называли себя стилягами, ярко красили губы, рисовали “стрелки от колгот” на ногах и слушали Элвиса. Могли ли они подумать, что спустя годы свободные от гнета женщины сами откажутся от этих возможностей? Но если серьезно, то, конечно, диапазон проблем, которые охватывает современный феминизм, выходит далеко за границу, условно говоря, “права не брить подмышки”. Начиная от вопросов материнства, полового просвещения и доступности контрацепции и заканчивая домашним насилием, безответственным отцовством, гендерными стереотипами. Хотя изначально феминистки боролись лишь за равные с мужчинами права. Но дело в том, что за это время многое изменилось, женщина уже не зависит от мужчины юридически, имущественно и финансово, может получить любые образование и должность. Нет необходимости в раннем замужестве, и “карьеристку” сейчас можно встретить чаще, чем “хранительницу очага”. По сути, любая женщина, которая работает и получает зарплату, голосует на выборах, водит машину, сама решает, когда и за кого выходить замуж, когда рожать детей - феминистка. С их стороны странно и неблагодарно пользоваться благами, добытыми феминистками, и при этом брезгливо отзываться о них. Так что феминизм - это вовсе не про то, чтобы женщине идти в шахту. |