|
Константин Кочевников Мы продолжаем с интересом изучать роль больших городов в жизни человечества и их влияние на современную цивилизацию. Например, есть города, в которых сосредоточена и кипит финансовая жизнь планеты. Там расположены биржи, офисы крупнейших банков, штаб-квартиры флагманов экономики - промышленных, транспортных, нефтегазовых гигантов. Их влияние распространено далеко за пределы стран, на территории которых они расположены. Другие города заслуженно и обоснованно называют мировыми столицами моды, дизайна. Здесь рождаются актуальные тенденции в одежде, парфюмерии и косметике, музыке, изобразительном искусстве. Мы также рассказали о городах, которые стали центрами мировых религий. Они и сами выросли вокруг мировых святынь, и хранят артефакты, связанные с теми, к кому мировая цивилизация обращается за молитвенной помощью и духовной поддержкой
Но влияние города, о котором пойдет речь сегодня, превосходит роль всех других городов планеты. Точнее, продукт, который он производит, захватил сознание большинства представителей мировой цивилизации без оглядки на национальности, пол, возраст, род занятий, религиозные воззрения, политические взгляды, сексуальную ориентацию, финансовое положение, хобби, навыки, отношение к спорту и так далее. Продукт же является предметом самого распространенного и востребованного из искусств - искусства кино. Сегодня расскажем о том, как одно из предместий калифорнийского города Лос-Анджелеса, Голливуд, оказалось фабрикой не только кино, но самых иллюзорных грез, несбыточных желаний и целого образа жизни. Миф, который аудитория предпочитает принимать за чистую монету. Традиционно Голливуд ассоциируется с американской киноиндустрией, поскольку именно в этом районе расположено множество киностудий, а рядом проживают многие известные деятели киноиндустрии: режиссеры, актеры, продюсеры, каскадеры, композиторы. Но еще в XIX веке это была совершенно необжитая местность, поросшая цитрусовыми деревьями, пока супружеская пара Уилкокс не приобрела там довольно обширный - 65 гектаров - земельный участок под свою ферму. Название “Голливуд” глава семейства впервые использовал при оформлении документов на землю в 1887 году. Но он его не придумал, а, мягко говоря, позаимствовал у своего соседа - уж очень Уилкоксу хотелось первым внести его в бумаги. Таким образом, даже происхождение названия этого места оказалось связано с лукавством. Перевести же этот топоним можно как “остролистый лес”, сплошь состоящий из лимонных деревьев. Спустя несколько лет Уилкоксы стали сдавать в аренду часть своих земель, и со временем вокруг их имения выросло поселение, которое стало пригородом Лос-Анджелеса.
В начале ХХ века полковник Уильям Н. Зелинг выкупил надел земли у супружеской пары и разместил там часть своей кинокомпании, которую создал в Чикаго. Но большинство первых киностудий - Paramount, Warner Bros., RKO Pictures и Columbia - прежде обосновались в самом Лос-Анджелесе, а потом строили свои съемочные павильоны вокруг самого известного в мире голливудского холма. Как практически все в США, американский кинематограф создавали переселенцы. Подмастерье меховщика Адольф Цукор из Венгрии стал основателем Paramount, а братья Уорнер - Гирш, Альберт, Аарон, Шмуль и Ицхак Вонсколасеры - перебрались в США через Канаду из Российской империи. Торговец одеждой из Германии Карл Лемль открыл компанию Universal. А Metro-Goldwin-Mayer основал еврей-торговец металлоломом Луис Б. Майер (Лазарь Яковлевич Мейер) из Минска. Великолепный климат и природа калифорнийского берега, уютные аллеи и улочки Голливуда стали наилучшими условиями для съемок кино. Даже на заре - в 20-е годы XX века - там создавали до 800 фильмов в год. А студии одновременно озаботились и прокатной судьбой своей продукции - удачнейшее сочетание для маркетинга. Поэтому Голливуду долгое время вообще были чужды понятия арт-хаус, авторское кино. Изначально снимали картины с хорошей прокатной перспективой - исключительно на потребу. Вероятно, оттуда пошло и коммерчески безупречное стремление “продать мечту”. Продавали нечто большее - целый образ жизни, иллюзию, сказку, которая оказывалась слишком далека от реальности. “Не путать туризм с эмиграцией” - эту иронично подаваемую мудрость слишком быстро усваивали и усваивают переселенцы, которые связывали с жизнью в США самые смелые надежды, мечты о свободе, комфорте, достатке и продолжительной беззаботной сиесте. Можно сказать, что Голливуд очень быстро стал мифотворческой машиной, которая денно и нощно работает над программированием сознания всего человечества. То самое человечество не сразу разобралось, что Голливуд, по сути, определил стандарты мышления и принципы поведения. И произошло это не спонтанно. Начало расцвета кинематографа пришлось на эпоху процветания американскомго общества - 1924-1929 годы. Досыта вкусив разнообразного “хлеба”, зритель страстно возжелал развлечений. И кино тут пришлось очень кстати, как ответ на эти ожидания. Экранная беззаботная и обеспеченная жизнь, в которой любое зло получает по заслугам, а любая драма ведет к хеппи-энду - очередная сказка для взрослых, правдоподобно представленная языком экрана. Хотя почему только для взрослых? Голливудские мультфильмы - ожившие рисованные картинки - сразу же оказались востребованными в детской среде, заодно поглотив и внимание родителей. Изначально в американской мультипликации обыгрывали сюжеты из взрослой жизни, но с участием игрушек: говорящих котов, мышей и прочих животных или сказочных персонажей. К слову, эта иллюзия, что всякий мультфильм адресован детской аудитории, глубоко укоренилась в сознании сегодняшних взрослых. Потому что они помнят совершенно иной условный “союзмультфильм”, который формировал правильные ценности, задавал ориентиры, воспитывал, учил справедливости и дружбе, любви к родине, по известному выражению, “сеял разумное, доброе, вечное”. Но вернемся к истокам. Предприимчивые люди в США очень быстро увидели в кинематографе не только выгодный и сверхликвидный товар. Они обнаружили, что кино способно сформировать новый потребительский класс, который будет стремиться жить как в кино. Для этого его нужно научить думать, как в кино, мечтать, как в кино. Поэтому сразу несколько крупных банков стали инвестировать в новую и набирающую обороты индустрию. Но требовалась стабильная поддержка. И тогда хозяева голливудских студий пролоббировали назначение руководителем Ассоциации продюсеров и прокатчиков Америки верного человека - Уильяма Хейса, который реорганизовал всю кинематографическую промышленность. Он склонил Уолл-стрит к крупным капиталовложениям в киноиндустрию и поднял ее значение, назвав кино “национальным наставником”. Он утверждал: “В нашей стране говорят на пятидесяти языках, но изображают одно и то же для всех. Возможности кино в области морального воздействия беспредельны. И мы должны защищать кинематограф, как мы защищаем наши церкви и школы. Я уверен, что наступит день, и мы увидим, как кино будут использовать в школе наряду с букварем”. Обеспечив капиталовложения в Ассоциацию продюсеров и прокатчиков, Хейс задумал внешнюю экспансию и создал международный отдел. Он занялся протекцией в таможенных ведомствах, чтобы снять экспортные барьеры для американской киноиндустрии. Одновременно он стал работать и с европейскими правительствами. Именно в эти годы американское кино стало завоевывать экраны мира. Американское кино адресовали публике, воспитанной на массовой литературе. И очень быстро это кино стало подменять собой саму литературу. В США же для Голливуда “золотым временем” оказался даже период Великой депрессии. Никакого парадокса. Для американского общества - это годы глубочайшего психологического кризиса, крушения надежд, разрушения прежних ценностей. И в этих условиях Голливуд оказался неким “островком спасения”. Далекий от реальности образ идеального общества, прозванный американской мечтой, подкупил в том числе и самих американцев.
И все это - также следствие продуманной политики и пропаганды. По заказу американского правительства в 1930 году приняли Кодекс добродетели, или Кодекс Хейса, который диктовал кинематографу жесткие требования. Запрещалось изображать преступления, злодеяния, пороки и грехопадение таким образом, чтобы они вызывали симпатию у зрителей. Нельзя было ставить под сомнение закон и склонять симпатии аудитории на сторону преступников и грешников. Поскольку брак и семейная жизнь считались высшими ценностями, внебрачные отношения, пусть и уместные по сюжету, должны представлять как недостойное поведение. Под запретом стало изображение смешанных браков. Запрещались ссылки на гомосексуальность и венерические заболевания. Было еще множество запретов, которые не допускали подвергать сомнению нравственные ценности. Этакий кодекс евангельских заповедей. И эта глянцевая картина устроила большинство и зрителей, и законотворцев. Удивительно, насколько сегодняшний Голливуд отошел от тех базовых правил! Поле войны Голливуд превратился не только в главный инструмент перестройки сознания самих американцев, но и в орудие информационной и когнитивной войны против социалистического лагеря. Тесно связанный с госаппаратом, американский кинематограф оказался одним из важнейших каналов внедрения американских ценностей и американского образа жизни в массовое сознание. В геополитических терминах сегодня это можно назвать самым эффективным инструментом “мягкой силы”. Даже “план Маршалла” активно использовался, чтобы навязать американскую культуру. Он обязывал европейские страны издавать специальную печатную и видеопродукцию. С 1949 по 1953 год с этой целью сняли 250 фильмов. Активную роль играло ЦРУ, в недрах которого еще в 1948 году разработали операцию “Пересмешник”. Ее цель - превращение СМИ в инструмент пропаганды финансовых элит, для чего на решающие посты продвигались журналисты, работавшие во время войны на военную разведку. С 1953 года, когда операцию возглавил сам Аллен Даллес, ЦРУ установило контроль над Голливудом и производством фильмов. ЦРУ, в частности, финансировало и внедряемый в Европе абстрактный экспрессионизм в целях разрушения классического искусства и дебилизации населения, позволяющий легко управлять европейским общественным мнением. Именно это ведомство организовало первые крупные выставки “Новая американская живопись” в главных европейских городах в 50-е годы. Европейцам показали “креативность” американской культуры на фоне “серости” традиционной культуры и соцреализма в СССР. Новый период наступил в конце 60-х - в период бунта “новых левых”, сексуальной революции, крутой ломки традиционных ценностей. Сознание населения, и в первую очередь молодежи, перестраивается в соответствии с разработками британского Тавистокского института человеческих отношений. Это время молодежной контркультуры “секс - наркотики - рок-н-ролл”. В Голливуде же в порядке эксперимента стали доверять снимать фильмы молодым режиссерам. На экраны пришло “откровенное кино” 70-х. Нарушать запреты устаревшего Кодекса Хейса оказалось весьма соблазнительным делом. Кодекс вообще отменили в 1967 году. Именно тогда началась глубинная перестройка сознания американцев, его дерационализация. Мировоззренческий и нравственный кризис распространялся как из ящика Пандоры. Заказчиком голливудского кино, впрочем, как и всегда, остается крупный бизнес. В центре всей идеологической машины стоят мозговые центры, чьи разработки берут на вооружение государственные ведомства и обращают в директивы. И совершенно особые отношения у Голливуда с Пентагоном. Голливуд всегда был и остается рекламно-агитационным рупором армии США по всему миру, который зачастую идеализирует и романтизирует боевые действия американцев. Формально Голливуд, как и американская пресса, свободен. Но в реальности это регламентируемая система, выстроенная по принципу корпорации, которая должна быть вписана в “тренд” или в “моду”. Аналитические центры в Калифорнии анализируют рынок потребителя, дают рекомендации продюсерам. Те снимают один большой рекламный ролик, в котором продают не только жвачку, машину или пилюли, но и сам образ потребления. Самым циничным в этой системе следует назвать то, что как такового “американского образа жизни” не существует. Или он доступен единицам, которые чаще всего сами и продают этот образ. Только образ, который умело сформировали и глубоко засадили в сознание поколений. Так же они продают страхи и панацею. Паранойю и избавление. |