|
Ольга Шишанова На перекрестке столетий Изумительная фотовыставка “Родная земля”, прошедшая в столице Казахстана, объединила в себе не только два монументальных фотографических проекта, в которых отразилась история кочевых культур, но и позволила приблизиться к далекому прошлому, взглянув на него через сопоставление культур, таящих в себе самобытную красоту и уникальное мировосприятие
Вернисаж, организатором которого выступила дипломатическая миссия США в Казахстане, явил собой выставку фоторабот, посвященную коренным народам Центральной Азии и Северной Америки, известных своими кочевыми традициями. В центре внимания оказались, по данным куратора выставки, доктора Хезера Соннтага, казахский народ, проживающий в предгорьях Тянь-Шаня, а также несколько племенных групп, таких как Шайенн, Блэкфут, Кроу и Кри, что проживали на территории Великих Равнин и прерий США, простирающихся к западу от реки Миссисипи до Скалистых и Каскадных гор. Такой своеобразный “мост” впервые объединил две впечатляющие, уникальные и удивительно хорошо сохранившиеся фотоколлекции, которые принадлежат библиотеке Конгресса США. Так, фото из “Туркестанского альбома” 1871-72-х годов выполнены по заказу генерал-губернатора Туркестана Константина фон Кауфмана, а фотоколлекцию из серии “Североамериканские индейцы” составлял Эдвард Кертис на протяжении 30 лет (!). Фото, отобранные из этих удивительных коллекций, объединяют два народа, которые вели довольно схожий образ жизни, продиктованный природно-климатическими условиями. Однако изначально широко признанные, а потом забытые в течение прошлого века представленные фото каждое по своему вновь стало привлекать внимание из-за многоплановости образов - географического охвата и спектра жанров, изумительной технической выверенности и восприятия предметов. Однако любопытно, что истории производства фотографий в обоих альбомах оказались совершенно не похожими одна на другую. Хотя обе коллекции и отражают отдельные, запечатленные на фотопленку моменты, что существовали в континууме того времени, иллюстрируя жизнь коренного населения после продолжительного, все более тесного контакта с выходцами из Европы.
При этом “Туркестанский альбом” разделен на четыре типа исследований: археология или поиск предметов древности в районах древней архитектуры, этнография или портретная классификация этнических типов в повседневной жизни коренного населения, экономика местного производства и, наконец, история, отраженная в картах завоеваний. Вместе с тем концепция этого альбома была тесно связана с личностью его заказчика - уже упомянутого Кауфмана, который использовал фотографию как научный инструмент, тем самым показывая богатство природных местных ресурсов, культурное наследие древних казахов и одновременно - этническое разнообразие.
И, если “Туркестанский альбом” представлял объективное, научное применение фотографии для отображения Центральной Азии того времени и ее коренного населения, то альбом “Североамериканские индейцы” показывал субъективную реакцию, которая наблюдалась в течение десятилетий европейско-американской экспансии и ее разрушительного воздействия на местную культуру. Продуманный и осуществленный в течение трех десятилетий Эдвардом Кертисом этот фотопроект был обусловлен его личными чувствами и страстным желанием всесторонне запечатлеть жизненный процесс североамериканских племенных групп, прежде чем они исчезнут окончательно. А документировать жизнь коренных американцев Эдвард начал в 1890-х годах, но уже в 1900 году, после того как Кертис стал свидетелем ритуального танца в резервации племени Блэкфут в штате Монтана, он почувствовал необходимость создания постоянных фотографических отчетов, которые бы максимально отображали жизнь и обычаи коренного населения. Вот что он говорил сам по этому поводу: “Уход вождя или старого человека в племени становится уходом традиций и знаний священных обрядов, которыми больше никто не обладает. А значит, информация, которую необходимо собрать на пользу будущим поколениям, должна быть собрана сейчас, иначе такая возможность будет утеряна безвозвратно”.
Работа над альбомом потребовала организации многочисленных экспедиций в период с 1904 по 1929 год - для того, чтобы запечатлеть жизнь 80 различных племен, населявших территории к западу от Миссисипи, рассеянных по Юго-Западу и Великим Равнинам вплоть до прибрежных областей от Нижней Калифорнии до Аляски. Кертис уделял особое внимание именно этому географическому региону, населенному самыми крупными племенами, понимая, что эти местные общины “все еще в значительной степени сохранили свои примитивные обычаи и традиции”. Таким образом, ему удалось сделать на основе 49 тысяч негативов около 20 коллекций фото. Если же говорить о сходстве двух народов, фото которых представлены на выставке, то наиболее очевидным культурным сходством, что бросается в глаза, является использование сборных домов. Юрты и типи (вигвамы) стали символами, определяющими обе культуры, так как оба типа жилища характеризуются уникальной формой мобильности, присущей кочевым народам и сохранившейся на протяжении веков и даже тысячелетий.
Автор благодарит за помощь в работе над материалом пресс-атташе посольства США в РК Шона Бода
Нур-Султан |