ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



В ЧЕМ СХОДСТВО КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ? Горячие новости / Культура

Ольга Шишанова
На перекрестке столетий
Изумительная фотовыставка “Родная земля”, прошедшая в столице Казахстана, объединила в себе не только два монументальных фотографических проекта, в которых отразилась история кочевых культур, но и позволила приблизиться к далекому прошлому, взглянув на него через сопоставление культур, таящих в себе самобытную красоту и уникальное мировосприятие

Вернисаж, организатором которого выступила дипломатическая миссия США в Казахстане, явил собой выставку фоторабот, посвященную коренным народам Центральной Азии и Северной Америки, известных своими кочевыми традициями. В центре внимания оказались, по данным куратора выставки, доктора Хезера Соннтага, казахский народ, проживающий в предгорьях Тянь-Шаня, а также несколько племенных групп, таких как Шайенн, Блэкфут, Кроу и Кри, что проживали на территории Великих Равнин и прерий США, простирающихся к западу от реки Миссисипи до Скалистых и Каскадных гор. Такой своеобразный “мост” впервые объединил две впечатляющие, уникальные и удивительно хорошо сохранившиеся фотоколлекции, которые принадлежат библиотеке Конгресса США. Так, фото из “Туркестанского альбома” 1871-72-х годов выполнены по заказу генерал-губернатора Туркестана Константина фон Кауфмана, а фотоколлекцию из серии “Североамериканские индейцы” составлял Эдвард Кертис на протяжении 30 лет (!). Фото, отобранные из этих удивительных коллекций, объединяют два народа, которые вели довольно схожий образ жизни, продиктованный природно-климатическими условиями. Однако изначально широко признанные, а потом забытые в течение прошлого века представленные фото каждое по своему вновь стало привлекать внимание из-за многоплановости образов - географического охвата и спектра жанров, изумительной технической выверенности и восприятия предметов. Однако любопытно, что истории производства фотографий в обоих альбомах оказались совершенно не похожими одна на другую. Хотя обе коллекции и отражают отдельные, запечатленные на фотопленку моменты, что существовали в континууме того времени, иллюстрируя жизнь коренного населения после продолжительного, все более тесного контакта с выходцами из Европы.

 

 

При этом “Туркестанский альбом” разделен на четыре типа исследований: археология или поиск предметов древности в районах древней архитектуры, этнография или портретная классификация этнических типов в повседневной жизни коренного населения, экономика местного производства и, наконец, история, отраженная в картах завоеваний. Вместе с тем концепция этого альбома была тесно связана с личностью его заказчика - уже упомянутого Кауфмана, который использовал фотографию как научный инструмент, тем самым показывая богатство природных местных ресурсов, культурное наследие древних казахов и одновременно - этническое разнообразие.

 

 

И, если “Туркестанский альбом” представлял объективное, научное применение фотографии для отображения Центральной Азии того времени и ее коренного населения, то альбом “Североамериканские индейцы” показывал субъективную реакцию, которая наблюдалась в течение десятилетий европейско-американской экспансии и ее разрушительного воздействия на местную культуру. Продуманный и осуществленный в течение трех десятилетий Эдвардом Кертисом этот фотопроект был обусловлен его личными чувствами и страстным желанием всесторонне запечатлеть жизненный процесс североамериканских племенных групп, прежде чем они исчезнут окончательно. А документировать жизнь коренных американцев Эдвард начал в 1890-х годах, но уже в 1900 году, после того как Кертис стал свидетелем ритуального танца в резервации племени Блэкфут в штате Монтана, он почувствовал необходимость создания постоянных фотографических отчетов, которые бы максимально отображали жизнь и обычаи коренного населения. Вот что он говорил сам по этому поводу: “Уход вождя или старого человека в племени становится уходом традиций и знаний священных обрядов, которыми больше никто не обладает. А значит, информация, которую необходимо собрать на пользу будущим поколениям, должна быть собрана сейчас, иначе такая возможность будет утеряна безвозвратно”.

 

 

Работа над альбомом потребовала организации многочисленных экспедиций в период с 1904 по 1929 год - для того, чтобы запечатлеть жизнь 80 различных племен, населявших территории к западу от Миссисипи, рассеянных по Юго-Западу и Великим Равнинам вплоть до прибрежных областей от Нижней Калифорнии до Аляски. Кертис уделял особое внимание именно этому географическому региону, населенному самыми крупными племенами, понимая, что эти местные общины “все еще в значительной степени сохранили свои примитивные обычаи и традиции”. Таким образом, ему удалось сделать на основе 49 тысяч негативов около 20 коллекций фото.
Если же говорить о сходстве двух народов, фото которых представлены на выставке, то наиболее очевидным культурным сходством, что бросается в глаза, является использование сборных домов. Юрты и типи (вигвамы) стали символами, определяющими обе культуры, так как оба типа жилища характеризуются уникальной формой мобильности, присущей кочевым народам и сохранившейся на протяжении веков и даже тысячелетий.

Автор благодарит за помощь в работе над материалом пресс-атташе посольства США в РК Шона Бода

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение