|
Ирина Гайкалова
Любая внутренняя инструкция или “положение”, а иногда и просто собственное представление о “законных основаниях” являются для чиновника главной точкой опоры. Зачастую получается, что этот ресурс превалирует над любой статьей закона. И здравым смыслом тоже
Сегодня поход в государственное учреждение превращается в медленную пытку. Как правило, список документов, которые надо предоставлять в те или иные органы для получения той или иной бумаги или справки, никогда не бывает точным. Он “уточняется” чиновниками на словах и не подлежит никаким обсуждениям. Можно привести множество примеров этих порой начисто лишенных смысла требований. Как правило, граждане терпеливо сносят произвол чиновников и безропотно бегают за справками и глупыми печатями, даже не пытаясь протестовать. Сказывается и наша юридическая неграмотность, и нежелание ввязываться в споры, и пререкания, которые только затянут процесс получения необходимых документов.
|
Чиновники требуют от граждан лишние справки |
Недавно читатели поделились такой информацией. При выезде на ПМЖ из Казахстана требуется определенный список предоставляемых документов. Этот список обычно висит на стендах отделений миграционной полиции. Однако уже потом, когда человек сдаст весь этот набор, ему говорят, что нужно принести еще несколько справок. Зачем и кому они нужны - совершенно непонятно. Причем иногда разные отделения в разных городах и весях требуют разные справки - кому-то надо принести справку из администраций судов об отсутствии исков, кому-то - об отсутствии недвижимости. И люди несут эти справки, которые, по сути, требуются незаконно.
Недавно этой ситуацией заинтересовались прокуроры Жамбылской области. И выяснили много интересного. Вот, что сообщается на сайте Генпрокуратуры: “Правилами, регулирующими вопросы выезда граждан на постоянное место жительства за пределы РК, предусмотрен исчерпывающий перечень необходимых документов... Несмотря на это, должностные лица управления миграционной полиции требовали от граждан справки с места жительства об отсутствии или наличии недвижимости или же о составе семьи, которые не предусмотрены законодательством и практически не имеют никакого отношения к выезду граждан за рубеж.
Кроме того, в делах имеются справки с территориальных участков судебных исполнителей об отсутствии исполнительных листов, тогда как предоставление указанного документа, согласно внесенным Постановлением правительства РК №479 от 31.05.2006 года изменениям, отменено. К примеру, одним из казахстанцев “под нажимом” при выезде на ПМЖ предоставлена справка об отсутствии обязательств перед государством или другими физическими и юридическими лицами”.
По вышеуказанным фактам по представлению прокуратуры области к дисциплинарной ответственности привлечены должностные лица. Это, конечно, хорошо, но если в этой одной-единственной области ситуация изменилась, то в других все осталось неизменным, судя по возмущенным отзывам наших читателей. Они по-прежнему несут в миграционную полицию справки с места жительства, выписки из администраций судов.
Бюрократия своих позиций не сдает: чем больше справок, тем кажется спокойнее чиновнику. Более того, создаются дополнительные схемы для коррупционных деяний. Как же без этого?
А люди, уезжающие на ПМЖ, тоже не готовы вступать в долгие споры, отстаивать свои права, жаловаться в прокуратуру - им легче сдать все требуемые глупые справки, чтобы их дело не затянулось “случайно” на долгие месяцы.
Другой пример более чем странного поведения. Прокуратура Турксибского района Алматы недавно выявила ряд нарушений в работе управления юстиции района. Так, желающим получить удостоверение личности приходилось помимо обязательных документов предъявлять еще и справку об отсутствии судимости. Возникает закономерный вопрос: а если судимость имеется, то как быть с удостоверением личности? Конечно, его выдадут, потому что каждый гражданин 18 лет - судимый он или нет - может и должен иметь удостоверение личности. Но тогда зачем превращать его получение в абсурд?
Не менее удручающим выглядит и факт, о котором нам тоже поведали читатели.
О том, что у нас ввели биометрические паспорта, - сказано громко и много. Но есть один нюанс, который не дает оснований для радости. Что делать, если в паспорте была допущена ошибка? Как ее исправить? Конечно, заменить паспорт на новый. Так делается всегда - и при новых, и при старых паспортах. Но что имеется в реальности? Наш читатель рассказал об удивительных особенностях этой ситуации. Перед Новым годом, когда еще не выдавали биометрические паспорта, им была оплачена сумма за изготовление паспорта для ребенка и за ускорение его изготовления. При выдаче оказалось, что паспорт с ошибкой - неправильно указано место рождения ребенка. Вопрос о замене паспорта поставил чиновников в тупик. Оказалось, что никакого механизма замены при допущенной ошибке не существует. Вернее, он есть и он единственный: гражданином снова оплачивается и изготовление и, если требуется, ускорение. То есть за ошибки системы система не отвечает - ни в каких бюджетах это, оказывается, не предусмотрено.
Гражданин возмутился, тогда общими усилиями паспортистов была найдена служащая, которая вписала неправильные данные, и ей было предложено оплатить гражданину его издержки. Женщина в это время лежала в больнице, и ничего другого не оставалось, как снова за свой счет получать паспорт. Но на тот момент уже биометрический, который стоит дороже.
Вот такая тупиковая ситуация. Она может приключиться с каждым. Нам хотелось бы обратить внимание и прокуроров, и законодателей на нее. Не может быть такого, чтобы механизм исправления ошибок отсутствовал в нормальном государстве. А если ошибку допускает машина - компьютер? Кто тогда расплачивается? Снова граждане? Или системные администраторы? Или по каждому поводу надо бегать в суды с исками на чиновников и изготовителей?
Пока громко решается вопрос - быть или не быть графе “национальность” в новых паспортах, другие, не менее важные (а порой и более), остаются напрочь забытыми. А расплачиваются за эту забывчивость граждане любой национальности, но общего места проживания. |