|
В первый день Страстной недели по григорианскому календарю катастрофически пострадал от пожара один из самых известных христианских храмов мира - готический собор Парижской Богоматери. За два часа пламя, предположительно вспыхнувшее на лесах реставраторов, уничтожило готический шпиль и обрушило крышу. Мировые лидеры, комментируя уничтожение одного из национальных символов Франции, продемонстрировали единение, которое в последние годы возникает, пожалуй, лишь после крупнейших терактов, пишет “Коммерсант”
В среду вечером, в 18.50 по парижскому времени, по всей Франции зазвонили колокола соборов. Двумя сутками ранее именно в это время в соборе Парижской Богоматери начался пожар, уничтоживший значительную часть одного из самых известных французских памятников архитектуры. Сам Нотр-Дам замолчит теперь надолго. Но власти заявляют: собор будет восстановлен, сколько бы это ни стоило. “Нотр-Дам де Пари - не просто собор, это то, что нас объединяет, это наша сила и наша история. Он будет восстановлен. И его колокола, как и в течение 850 лет, будут звонить в ритме Франции”, - пообещал глава МВД Франции Кристоф Кастанер. В экстренном обращении к нации во вторник вечером президент Эмманюэль Макрон пообещал, что собор восстановят за пять лет. “Эта катастрофа дает нам возможность объединиться”, - обратился он к французам. Первые сообщения в соцсетях с фотографиями и видео задымления над собором появились около семи часов вечера по местному времени - предположительно, пламя занялось на строительных лесах, которые окружали собор на время реставрационных работ. С них огонь перекинулся на крышу, шпиль и левую башню. Обрушились крыша и шпиль. При этом позднее представитель собора Андре Фино отметил: “Все священные предметы находятся в ризнице, им ничего не угрожает”. Кроме того, при пожаре благодаря слаженной работе сотен пожарных удалось спасти фасад и башни Нотр-Дама с колоколами и смотровой площадкой, а также значительную часть витражей.
В то же время, по предварительным данным, здание не было оборудовано системой пожаротушения. Стремительному распространению огня по деревянным конструкциям способствовала мощная тяга, образовавшаяся в результате того, что из некоторых окон собора на время реконструкции убрали витражи. К тому же у парижских спасателей явно оказалось недостаточно сил и средств для тушения столь масштабного пожара. Хотя рядом река, было проложено всего несколько магистралей для непрерывной подачи воды к собору, а для того, чтобы доставить ее к очагу возгорания, использовали коленчатые подъемники, которые не доставали до крыши. Таким образом, вода не попадала даже на горевшие чердак и крышу. После их обрушения внутрь здания возникла угроза разрушения стен, которые поддерживались металлическими конструкциями. Дело в том, что конструкции были установлены не только снаружи, но и внутри здания, а от высокой температуры они вполне могли деформироваться и развалиться. В России к тушению подобных пожаров обычно привлекают авиацию - прежде всего вертолеты, оборудованные системой Bambi Bucket, - для забора и сброса воды. В Париже их не применяли. Представители пожарной службы утверждали, что не использовали спецтехнику, опасаясь разрушения здания. Собор Парижской Богоматери - один из символов не только Парижа, но и европейской готики. Он был заложен в 1163 году на месте более скромного по размерам романского храма и был призван свидетельствовать о французской столице как об одном из центров западного христианства. Строительство продолжалось вплоть до XIV века. Церковь, несмотря на все утраты и переделки, всегда воспринималась как драгоценнейший памятник и средневековой архитектуры, и западнохристианской традиции. Шпиль над трансептом (поперечным нефом) собора первоначально был сооружен во времена расцвета французской готики - в XIII столетии (вероятно, в 1220-е годы). Это один из первых шпилей в истории великих соборов Европы, который был призван отражать главную идею готической храмовой архитектуры, пламенное стремление ввысь. На протяжении столетий хрупкая деревянная конструкция шпиля не только обветшала, но и серьезно пострадала от ветра и стихийных бедствий. В 1786 году специально назначенная комиссия, оценив физическое состояние накренившегося к тому времени шпиля, приняла решение о его демонтаже в целях всеобщей безопасности. После этого шпиль разобрали. Собор простоял без шпиля времена Великой французской революции, когда базилика была осквернена и затем служила революционным культам сначала Разума, а потом Верховного Существа. Без шпиля он провел и времена империи Наполеона I, которого с участием папы Пия VII короновали как “император французов” в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года. Но во второй трети XIX столетия общественное желание восстановить первоначальный готический облик храма становилось все более очевидным - особенно после того, как в 1831 году вышел роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”. В 1844 году за реконструкцию взялись архитекторы Эжен Виолле-ле-Дюк и Жан-Батист-Антуан Лассю. Работы по реконструкции продолжались четверть века. В результате появились, например, взамен утраченных многие статуи горгулий и химер, украшающие фасад, и рельефы, стилизованные под манеру авторов высокой готики, а также новый шпиль - выдержанный в формах готической архитектуры, но более высокий, чем прежний, уничтоженный в XVIII веке. По замыслу Виолле-ле-Дюка, шпиль был окружен бронзовыми статуями двенадцати апостолов, причем один из них, святой Фома, своими чертами напоминал самого архитектора. В 1935 году в венчающего шпиль металлического петуха поместили христианские реликвии - частицы мощей предполагаемого первого епископа Парижа святого Дионисия, покровительницы Парижа святой Женевьевы (Геновефы) и частица Тернового венца. Собор Парижской Богоматери - главный, но не единственный из великих готических храмов в Европе, пострадавший за последние десятилетия. Базилику Святого Франциска в итальянском Ассизи после землетрясения 1997 года удалось восстановить так, что современные туристы даже не думают об этой катастрофе. Но позволит ли масштаб разрушений сделать это и французским реставраторам, можно будет сказать только после ликвидации пожара.
Спустя сутки после пожара в соборе Парижской Богоматери стало ясно, что эта трагедия обернулась беспрецедентной по скорости и размаху фандрайзинговой кампанией. О готовности помочь Франции восстановить объект всемирного наследия уже заявили власти целого ряда государств, представители крупного бизнеса, церквей и ведущих мировых музеев. В первые же часы после возгорания в соцсетях стали появляться призывы собрать деньги для его будущего восстановления. Сборы через фандрайзинговые платформы пока принесли не так много - около 100 тысяч евро. Но оперативно был объявлен общенациональный сбор через негосударственную НКО “Фонд национального наследия” (внести пожертвование через сайт может и иностранец), и к вечеру вторника сумма сборов уже превысила два миллиона евро. Еще решительнее выступили представители бизнеса: семья французских бизнесменов Пино, владельцы люксовой группы Kering, первой объявила о решении выделить на реконструкцию 100 миллионов евро. Владельцы групп компаний LVMH, L’Oreal и Total заявили о готовности отдать в общей сложности 500 миллионов евро. Еще миллионов евро даст мэрия Парижа, по 10 миллионов евро - регион Иль-де-Франс и еще несколько бизнесменов. Параллельно через СМИ и соцсети властям Франции стали поступать предложения некоммерческого характера. Холдинговая авиакомпания Air France-KLM готова бесплатно перевозить реставраторов собора. Деревообрабатывающие компании хотят пожертвовать древесину для восстановления шпиля, а дирижер и скрипач Андре Рье - 700 тонн стали для возведения строительных лесов. Святыни, хранившиеся в храме - терновый венец Иисуса Христа и тунику святого Людовика, - приютила столичная мэрия, а произведения искусства будут на время переданы в Лувр. |