ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ХЛЕБ ПУСТЫНЬ Горячие новости / События

Ольга Шишанова
Выдавшаяся в этом году необычно ранняя и теплая весна - отрада для горожан, но головная боль для жителей села. И дело не только в паводках. Отечественные фермеры опасаются, что погодные аномалии грозят нашествием саранчи. Хотя, может, и зря боятся. Просто готовить ее не умеют

Для защитных мероприятий против особо опасных вредных организмов и карантинных объектов из республиканского бюджета уже выделили 4,4 миллиарда тенге.
Деньги огромные, но, как говорят эксперты, такие расходы, несмотря на все принимаемые меры, мало чем себя оправдывают.
Достаточно вспомнить, что в 2000 году в республике обработали более семи миллионов гектаров. Тогда, накануне миллениума в 1999-2000 годах, серьезная вспышка нашествия саранчи надолго запомнилась не только жителям сельских районов, но и жителям городов республики - она хрустела под ногами, саранчой были забиты городские фонтаны. После этого налеты саранчи пошли на убыль, но это не значит, что они прекратились совсем - просто ее стало меньше. А в 2010 году саранча снова погубила казахстанские посевы на площади почти в миллион гектаров. Чуть меньше - в 2012-м.
Очередной серьезный пик ее появления пришелся на 2014 год, когда из республиканского бюджета на травлю этого насекомого потратили 2,7 миллиарда тенге, а аграрии, не успевшие подготовиться к напасти, грустно подсчитывали убытки. Саранча тем временем снова атаковала как села, так и города, осыпаясь с деревьев и кустарников вместо съеденной листвы.
К тому времени специалисты выяснили, что максимальная активность насекомого наступает, когда стая начинает насчитывать до 20-30 миллиардов особей, и, в зависимости от погодно-температурных условий наступившего года, цикличность ее появления может варьироваться от 5 до 14 лет. А значит, нынешний год тоже рискует попасть “под раздачу”, что заставляет аграриев торопиться с опылением полей пестицидами.
Однако не секрет, что любая химическая обработка неизбежно приводит к тому, что проявляются ее отрицательные свойства, несмотря на предварительные испытания каждого препарата в целях сведения возможных рисков от его воздействия к минимуму.

 

 

Так что с наступлением весны, когда проходит едва ли не повсеместная травля саранчовых, на полях, подпадающих под зону распыления химикатов, параллельно происходит уничтожение как флоры, так и фауны.
Однако во многих странах Юго-Восточной Азии и не только (в отличие от Казахстана, государств СНГ и ЕС) саранчовые давно считаются благом, даже, если хотите, “манной небесной”, а не “казнью египетской”. В таких странах, как Китай, Таиланд, Вьетнам, жареная саранча считается деликатесом - есть даже сеть популярных ресторанов, где множество блюд готовят только из саранчи и кузнечиков.
А, например, в Африке для многих народов, там проживающих, саранча считается настоящим подарком судьбы. Ее засаливают, перемалывают в муку, сушат на несколько лет вперед, запечатывая в кожаные мешки и кувшины. Едят ее и свежей.
Ловцы саранчи поджигают ночью свежую траву, дым и свет огня привлекает насекомых. Летящая саранча ударяется о расставленные листы железа и падает прямо в заготовленные под ними бочки. По словам сборщиков саранчи, “в удачную ночь на участке с периметром 100 метров можно набрать до 20 мешков насекомых”. Еще больше - до 25 мешков - можно заготовить в период сезона дождей.
Оказывается, если в свинине или баранине протеина, который необходим для развития животных и птиц, всего 17 процентов, в мясе рыбы - 21 процент, то в саранче эта цифра достигает 75 процентов. Кроме того, в насекомом содержится 4,5 процента жира, есть кальций и фосфор. На вкус, по мнению гурманов, жареная саранча походит на жареные каштаны, у вареной вкус сопоставим со вкусом куриного мяса.
Так что, если стая саранчи “тянет” в среднем на 50-80 тысяч тонн живого веса, то чистый белок в ней составит примерно 40-50 тысяч тонн. Она может стать прекрасным кормом для домашних животных и птиц, а значит, неплохим решением проблем животноводства. И Казахстану не мешало бы также взять это на заметку.
Ведь в республике пока не придумали, что делать с саранчой, кроме как ежегодно тратить бюджетные деньги и травить поля. Но, может, все-таки стоит перенять опыт других стран, хотя никто не заставляет и не предлагает вот прямо сейчас всем перейти на блюда из саранчи. Понятно, что все это потребует времени, появления привычки и смены убеждений. Хотя по своему составу саранча мало отличается, например, от деликатесных морепродуктов - омаров, лангустов, креветок. Между тем толпы туристов стремятся попасть в рестораны по всему миру, специализирующиеся на меню из представителей морской фауны.
Сделать саранчу таким же международным брендом, как, скажем, устрицы, при нынешнем развитии науки и техники совсем не трудно. При этом сушка, хранение, сортировка насекомых тоже не должны стать проблемой, так как отделить белок от хитина, говорят специалисты, не сложнее, чем семечки от кожуры. Главное - поменять свои убеждения, точнее, предубеждения.
Ну а пока стоит хотя бы задуматься о том, что, как уже упоминали, саранча - это огромный кормовой потенциал и великолепные белковые корма для домашних животных и птиц.
В крайнем случае, Казахстан мог бы стать экспортером столь высококачественного продукта в те страны, где он уже давно расходится “на ура”. Дело лишь, повторим, за пропагандой и решением технических вопросов.
Любопытно, что несколько лет назад даже специалисты из продовольственной и сельскохозяйственной организации ОНН призывали жителей планеты отказаться от мяса в пользу насекомых. Главным аргументом пропаганды было то, что в горстке кузнечиков столько же белка, сколько в хорошем стейке, тогда как выращивание насекомых гораздо дешевле и требует меньше площадей. В Бельгии, например, недавно приняли закон о выращивании съедобных насекомых, и блюда из них уже появились на прилавках супермаркетов. Однако большинство потребителей в странах ЕС этот проект пока не поддерживают...

 

 

Не случайно на саранчу, как на корм - правда, только для животных и птиц (как и в ОАЭ), в предыдущие пару лет решили обратить внимание и в России. И даже создать машину для ее поимки. Она представляет собой 12 катков со стреловидными захватами, которые движутся по краю поля и собирают “саранчовый урожай”. Затем насекомых всасывают воздушной струей в бункер устройства, измельчают, высушивают и превращают в питательную муку методом экструдирования - воздействия высоких температур под давлением. Тем самым уничтожают любые болезнетворные микробы.
Таким образом, разработанный российскими конструкторами мобильный экструдер на базе вездехода позволяет получать из саранчи готовый экологически безопасный корм прямо на месте. Двигаясь со скоростью 10 километров в час, этот агрегат способен перемалывать до пяти-семи тонн саранчи за смену. Технической новинкой из России заинтересовались в Узбекистане.

 

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение