|
Алла Иванилова Заботясь о здоровье казахстанцев, чиновники намерены запретить рекламу “вредной еды”. Как известно, легче предупредить, чем лечить. Однако пока неизвестно, по каким критериям будут определять “вредность” продуктов
Сегодня в мире актуальна проблема ожирения. Более 20 лет назад Всемирная организация здравоохранения признала ожирение эпидемией. 60 процентов всех случаев смерти в мире происходят от болезней, возникающих из-за нарушений питания. Лишний вес становится причиной таких заболеваний, как диабет, атеросклероз, гипертония, нарушения эндокринной системы и многих других. В 2017 году, согласно анализу данных 35 развитых стран мира, каждый второй взрослый и каждый шестой ребенок имеет избыточный вес или страдает от ожирения, а ежегодно в мире умирают 2,8 миллиона людей из-за этой причины. В целом около 700 миллионов человек (в том числе 100 миллионов детей) на Земле страдают от ожирения. Лидером в этом являются США, где у 40 процентов населения лишний вес. Для Казахстана эта проблема тоже актуальна. Исследования, проведенные Казахской академией питания в 2012 году, показали, что более половины населения имеет избыточную массу тела. Что касается детей, то у каждого пятого ребенка в возрасте от года до 14 лет лишний вес, причем у половины - ожирение.
Мы то, что едим. Зачастую это утверждение верное. По данным Центра здорового питания, среди молодежи популярностью пользуются продукты и напитки, подрывающие здоровье: каждый третий школьник предпочитает тратить карманные деньги на фаст-фуд и более одного раза в неделю пьет сладкие газированные напитки, а каждый десятый - энергетики. 60 процентов студентов едят фаст-фуд, при этом каждый седьмой это делает ежедневно, как и пьет газированные напитки или энергетики. В результате исследования, проведенного Казахской академией питания еще шесть лет назад, стало понятно, что большая часть казахстанцев не использует факторы питания и физическую активность для профилактики избыточной массы тела и ожирения. При этом 92 процента респондентов хотели бы получать знания о здоровом питании и считают, что нужно постоянно информировать население через СМИ. Именно этим намерено заняться Министерство здравоохранения, которое в пакете поправок в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” предлагает ввести запрет на рекламу вредных продуктов. В этот список входит еда с излишним содержанием сахара, соли и трансжиров. Но в законопроекте нет методики определения “вредности” продуктов питания: какие это продукты, какое содержание вредных веществ критично, а что допустимо. В свою очередь, производимую и импортируемую пищевую продукцию выпускают исключительно в соответствии с установленными стандартами, и она соответствует техническому регламенту ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”, что само по себе исключает попадание на прилавки продуктов с излишним содержанием вредных веществ. Если углубляться, то есть трансжиры естественного происхождения, без вредного воздействия на организм человека, это, например, сливочное масло, молочные жиры, и их не нормируют никакими документами, поскольку безвредны. А есть трансжиры промышленного происхождения, полученные в процессе гидрогенизации, и вред от них доказан. Вот они нормируются - не более 2 процентов от массовой доли жира в продукте. Свою инициативу, непонятную многим отечественным производителям, Минздрав объясняет “охраной здоровья населения”. К тому же, по словам чиновников, она соответствует международным нормам. Более того, в Казахстане побывали представители ВОЗ, которые предоставили данные по вреду изделий из соли и жира и дали прогноз, что в случае ограничения этих вредных факторов уже через 5-10 лет страна придет к снижению показателей неинфекционных заболеваний. Наша страна не является “первопроходцем”. Подобные инициативы активно внедряются в мире. А в Лондоне с 25 февраля этого года вступил в силу запрет на рекламу фаст-фуда в общественном транспорте: там больше не будет плакатов с едой и напитками с высоким содержанием соли, сахара и жира. Мэр города Садик Хан объяснил это попыткой решить проблему детского ожирения - “бомбу замедленного действия”. Подобные меры намерены принять и в Российской Федерации: комитет Госдумы по охране здоровья предлагает ввести информационный барьер для рекламы вредных продуктов на телевидении, а какие-то, где завышено содержание соли и сахара, и вовсе запретить. Также российские инициаторы выступают за маркировку продуктов: зеленые - безопасные, желтые - средние, красные - вредные. Разработчики отечественного кодекса тоже ратуют за такое нововведение, считая, что так потребитель может больше узнать о продукте, нежели из информации, написанной мелким шрифтом на упаковке. К примеру, в Европе с 2016 года введена обязательная маркировка по шести ингредиентам: жиры, сахар, соль, трансжиры, углеводы и белки, такой же “светофор” действует в США. Однако далеко не все, особенно производители, считают цветную маркировку действенной. В подтверждение приводят опыт бывшей Югославии, где подобная инициатива привела к снижению продаж, сокращению производства и даже банкротству некоторых предприятий. Учитывая, что в Казахстане призывают развивать пищевую промышленность, такие меры, по словам ее представителей, наоборот, “ставят палки в колеса”. К тому же, по словам производителей пищевой продукции, в Казахстане не все так плохо. Подушевое потребление сахара и безалкогольных напитков не превышает 22 литров в год - это примерно в три-четыре раза ниже уровня потребления в странах, где уже поднимали вопрос о повышении акцизов на подобную продукцию с целью придержать уровень ожирения нации. Также в проекте кодекса предлагают полностью запретить рекламу вредной еды в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов, а также на баннерах и в СМИ. При этом чиновники уточняют, что законопроектом не оговаривается запрещение рекламы самого бренда, “а лишь какого-то продукта с конкретным содержанием соли или трансжиров”. В России, где подобные инициативы лоббируют уже не первый год, эксперты пришли к выводу, что от подобного ограничения пострадают в значительной степени средства массовой информации, поскольку размещение рекламы - их львиная часть доходов. Чаще всего на тех же телеканалах рекламируют “вредную еду” - газировку, фаст-фуд и прочее. Чиновники понимают, что их предложения где-то идут в противоречие с политикой бизнеса, но все они направлены на охрану здоровья. Поэтому из двух зол выбирают “полезную”. Между тем более действенный механизм, как считают многие бизнесмены, - не запрещать без понимания того, как это повлияет на функционирование той или иной отрасли, а просвещать, прививая населению “культуру питания”. Никто ведь насильно не заставляет есть “вредные продукты” - человек волен выбирать. И если не будет рекламы, это не значит, что перестанут пить газировку и есть гамбургеры. Нужно активно пропагандировать правильное питание, научить потребителей интерпретировать информацию на этикетках продуктов и напитков. К слову, для профилактики избыточной массы тела и ожирения Казахская академия питания разрабатывает низкокалорийные функциональные продукты питания на основе молочной сыворотки с добавлением растительных стеринов, витаминов и микроэлементов. Сейчас они проходят стадию клинических испытаний.
Нур-Султан |