ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЗАКОН О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ Горячие новости / События

Алла Иванилова
Заботясь о здоровье казахстанцев, чиновники намерены запретить рекламу “вредной еды”. Как известно, легче предупредить, чем лечить. Однако пока неизвестно, по каким критериям будут определять “вредность” продуктов

Сегодня в мире актуальна проблема ожирения. Более 20 лет назад Всемирная организация здравоохранения признала ожирение эпидемией. 60 процентов всех случаев смерти в мире происходят от болезней, возникающих из-за нарушений питания. Лишний вес становится причиной таких заболеваний, как диабет, атеросклероз, гипертония, нарушения эндокринной системы и многих других. В 2017 году, согласно анализу данных 35 развитых стран мира, каждый второй взрослый и каждый шестой ребенок имеет избыточный вес или страдает от ожирения, а ежегодно в мире умирают 2,8 миллиона людей из-за этой причины. В целом около 700 миллионов человек (в том числе 100 миллионов детей) на Земле страдают от ожирения. Лидером в этом являются США, где у 40 процентов населения лишний вес.
Для Казахстана эта проблема тоже актуальна. Исследования, проведенные Казахской академией питания в 2012 году, показали, что более половины населения имеет избыточную массу тела. Что касается детей, то у каждого пятого ребенка в возрасте от года до 14 лет лишний вес, причем у половины - ожирение.

 

 

Мы то, что едим. Зачастую это утверждение верное. По данным Центра здорового питания, среди молодежи популярностью пользуются продукты и напитки, подрывающие здоровье: каждый третий школьник предпочитает тратить карманные деньги на фаст-фуд и более одного раза в неделю пьет сладкие газированные напитки, а каждый десятый - энергетики. 60 процентов студентов едят фаст-фуд, при этом каждый седьмой это делает ежедневно, как и пьет газированные напитки или энергетики.
В результате исследования, проведенного Казахской академией питания еще шесть лет назад, стало понятно, что большая часть казахстанцев не использует факторы питания и физическую активность для профилактики избыточной массы тела и ожирения. При этом 92 процента респондентов хотели бы получать знания о здоровом питании и считают, что нужно постоянно информировать население через СМИ.
Именно этим намерено заняться Министерство здравоохранения, которое в пакете поправок в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” предлагает ввести запрет на рекламу вредных продуктов. В этот список входит еда с излишним содержанием сахара, соли и трансжиров.
Но в законопроекте нет методики определения “вредности” продуктов питания: какие это продукты, какое содержание вредных веществ критично, а что допустимо. В свою очередь, производимую и импортируемую пищевую продукцию выпускают исключительно в соответствии с установленными стандартами, и она соответствует техническому регламенту ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”, что само по себе исключает попадание на прилавки продуктов с излишним содержанием вредных веществ. Если углубляться, то есть трансжиры естественного происхождения, без вредного воздействия на организм человека, это, например, сливочное масло, молочные жиры, и их не нормируют никакими документами, поскольку безвредны. А есть трансжиры промышленного происхождения, полученные в процессе гидрогенизации, и вред от них доказан. Вот они нормируются - не более 2 процентов от массовой доли жира в продукте.
Свою инициативу, непонятную многим отечественным производителям, Минздрав объясняет “охраной здоровья населения”. К тому же, по словам чиновников, она соответствует международным нормам. Более того, в Казахстане побывали представители ВОЗ, которые предоставили данные по вреду изделий из соли и жира и дали прогноз, что в случае ограничения этих вредных факторов уже через 5-10 лет страна придет к снижению показателей неинфекционных заболеваний.
Наша страна не является “первопроходцем”. Подобные инициативы активно внедряются в мире. А в Лондоне с 25 февраля этого года вступил в силу запрет на рекламу фаст-фуда в общественном транспорте: там больше не будет плакатов с едой и напитками с высоким содержанием соли, сахара и жира. Мэр города Садик Хан объяснил это попыткой решить проблему детского ожирения - “бомбу замедленного действия”.
Подобные меры намерены принять и в Российской Федерации: комитет Госдумы по охране здоровья предлагает ввести информационный барьер для рекламы вредных продуктов на телевидении, а какие-то, где завышено содержание соли и сахара, и вовсе запретить. Также российские инициаторы выступают за маркировку продуктов: зеленые - безопасные, желтые - средние, красные - вредные. Разработчики отечественного кодекса тоже ратуют за такое нововведение, считая, что так потребитель может больше узнать о продукте, нежели из информации, написанной мелким шрифтом на упаковке. К примеру, в Европе с 2016 года введена обязательная маркировка по шести ингредиентам: жиры, сахар, соль, трансжиры, углеводы и белки, такой же “светофор” действует в США. Однако далеко не все, особенно производители, считают цветную маркировку действенной. В подтверждение приводят опыт бывшей Югославии, где подобная инициатива привела к снижению продаж, сокращению производства и даже банкротству некоторых предприятий. Учитывая, что в Казахстане призывают развивать пищевую промышленность, такие меры, по словам ее представителей, наоборот, “ставят палки в колеса”.
К тому же, по словам производителей пищевой продукции, в Казахстане не все так плохо. Подушевое потребление сахара и безалкогольных напитков не превышает 22 литров в год - это примерно в три-четыре раза ниже уровня потребления в странах, где уже поднимали вопрос о повышении акцизов на подобную продукцию с целью придержать уровень ожирения нации.
Также в проекте кодекса предлагают полностью запретить рекламу вредной еды в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов, а также на баннерах и в СМИ. При этом чиновники уточняют, что законопроектом не оговаривается запрещение рекламы самого бренда, “а лишь какого-то продукта с конкретным содержанием соли или трансжиров”. В России, где подобные инициативы лоббируют уже не первый год, эксперты пришли к выводу, что от подобного ограничения пострадают в значительной степени средства массовой информации, поскольку размещение рекламы - их львиная часть доходов. Чаще всего на тех же телеканалах рекламируют “вредную еду” - газировку, фаст-фуд и прочее.
Чиновники понимают, что их предложения где-то идут в противоречие с политикой бизнеса, но все они направлены на охрану здоровья. Поэтому из двух зол выбирают “полезную”.
Между тем более действенный механизм, как считают многие бизнесмены, - не запрещать без понимания того, как это повлияет на функционирование той или иной отрасли, а просвещать, прививая населению “культуру питания”. Никто ведь насильно не заставляет есть “вредные продукты” - человек волен выбирать. И если не будет рекламы, это не значит, что перестанут пить газировку и есть гамбургеры. Нужно активно пропагандировать правильное питание, научить потребителей интерпретировать информацию на этикетках продуктов и напитков. К слову, для профилактики избыточной массы тела и ожирения Казахская академия питания разрабатывает низкокалорийные функциональные продукты питания на основе молочной сыворотки с добавлением растительных стеринов, витаминов и микроэлементов. Сейчас они проходят стадию клинических испытаний.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение