Мадина Меирманова Первый зарубежный визит Касым-Жомарта Токаева в новой должности - в Москву. Оно и понятно, Россия - наш ближайший союзник, стратегический партнер как экономический, так и политический. А потому заручиться поддержкой Москвы и заверить их в несменяемости казахстанского курса - одна из ключевых задач нового президента
Вчера начался официальный визит Токаева в Москву. Как сообщил сам президент в интервью “Российской газете”, “тема укрепления союзничества и стратегического партнерства наших стран будет главной на предстоящих переговорах”. Речь пойдет о сотрудничестве в рамках ОДКБ и ЕАЭС и двусторонней проблематике: от экономической до культурно-гуманитарной. “Это мой первый визит в качестве главы государства, и я рад возможности подтвердить нерушимые узы дружбы, союзничества и стратегического партнерства между нашими странами”, - сказал президент Казахстана. В пресс-службе Кремля сообщили, что в ходе переговоров президентов Путина и Токаева “будут обсуждены ключевые темы двусторонних отношений, перспективы продвижения интеграционных процессов на евразийском пространстве, а также некоторые актуальные вопросы региональной повестки дня”. Кроме переговоров с российским президентом Касым-Жомарт Токаев проведет в Москве также встречу со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
В целом в России пока присматриваются к новому казахстанскому президенту. А точнее, заняли выжидательную позицию по самому процессу транзита власти в нашей стране. За неполных два года, которые Токаев может оставаться у власти (если, разумеется, не решит выдвинуть свою кандидатуру на следующих президентских выборах, определенных Конституцией в декабре 2020 года), по сути, должна сформироваться новая политическая база Казахстана. И, что тоже нельзя исключать, возможно, вырисуется ряд новых векторов внешнеполитического курса. Учитывая, что сейчас Россия находится в жесткой конфронтации с США и ЕС, потеря политического союзника в лице Казахстана стала бы болезненным ударом. Интересно, что наша страна по ряду вопросов региональной политики до сих пор придерживается невыраженного пророссийского курса, предпочитая демонстрировать скорее нейтралитет. Как, например, по вопросу присоединения Крыма, когда официальная Астана заявила, что “подчеркивает свою приверженность фундаментальным принципам международного права в соответствии с Уставом ООН” и что “с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях”. Но при этом наша страна голосовала против проекта резолюции ООН, в котором содержалось осуждение стремления России “узаконить или нормализовать попытку аннексии Крыма”, включая автоматическое наложение российского гражданства на крымчан. Вместе с тем Казахстан отказался признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Нейтральную позицию занимала наша страна и в вопросе бомбардировок Сирии (как со стороны США, так и с российской), предпочитая призывать всех сесть за стол переговоров. Благо астанинский процесс позволял нам выступать наблюдателем и советчиком. К слову, позицию Казахстана как сторонника миротворческого процесса ярко продемонстрировало и наше председательство в Совбезе ООН. По инициативе Нур-Султана было принято заявление председателя СБ ООН - первый политический документ СБ, направленный на усиление мер доверия в рамках нераспространения оружия массового уничтожения. То есть Казахстан в последнее десятилетие все больше склонялся к “дружеским отношениям в рамках экономических интересов”. Прекрасно понимая, что политические предпочтения могут весьма болезненно ударить по не сильно крепкой экономике страны. Это хоть и не полностью, но все же устраивает Москву, которая предпочитает видеть под боком партнера, а не соперника. и, видимо, Кремль хочет убедиться, что статус-кво останется неизменным. Но вместе с тем наверняка главный вопрос: а что же дальше? На который, впрочем, Токаев как дипломат с многолетним опытом вряд ли ответит чем-то иным кроме как заверениями о неизменности курса.
Нур-Султан |