|
Алла Иванилова В ближайшее время в мажилис на рассмотрение поступит один из самых ожидаемых законопроектов этого года “О статусе педагога”. Планируют, что в июне он уже будет подписан, а значит, позиции учителей в стране укрепятся. Но, чтобы в школы пошли преподавать умные и способные молодые люди, в первую очередь надо обеспечить их конкурентной зарплатой
Поручение по разработке закона “О статусе педагога” дал, как известно, сам президент. В течение трех с половиной месяцев над концепцией законопроекта работало более 60 человек, представляющих все сферы образования. Изучили аналогичные законы таких стран, как Китай, Финляндия, а также ближайших соседей - Кыргызстана, Узбекистана. За основу взяли модельный закон СНГ. Готовый проект закона, который решили не усложнять, а сделать понятным для всех, довели в первую очередь до тех, под кого его, собственно, и писали. Причем использовали все доступные каналы связи, даже WhatsApp-рассылку во все учительские чаты. После ознакомления педагоги вносили свои замечания и инициативы. В целом поступило более восьми тысяч предложений от работников образования. Сейчас документ проходит согласование в госорганах и акиматах областей. Как известно, сегодня в сфере образования немало проблем. Но одна из главных - дефицит квалифицированных кадров. Современной школе нужны молодые умные педагоги. Ведь “старая гвардия” редеет... А количество идущих в первый класс детей с каждым годом в Казахстане растет. На начало 2018-2019 учебного года было около 200 тысяч вакантных позиций в сфере образования: в детских садах, школах и вузах. И по прогнозам в ближайшие пять лет количество учеников увеличится на 700 тысяч. А значит, нагрузка на школу вырастет и необходимо будет дополнительно еще 60 тысяч педагогов. Согласно исследованиям, ежегодно из казахстанских вузов выпускают более 36 тысяч педагогов. Но даже при таких цифрах наблюдают дефицит специалистов. Свыше 50 процентов выпускников собираются уйти из профессии уже на четвертом курсе. Причина этого - неконкурентная зарплата и высокие нагрузки. Печально и то, что абитуриенты чаще всего выбирают педагогические профессии по принципу “куда легче поступить”. Не секрет, что проходной балл на педагогические специальности значительно ниже, чем на многие другие.
66 процентов учителей считают, что их труд плохо оплачивается. Поэтому одно из главных предложений - рост заработной платы педагогов, которая сегодня на 40 процентов ниже средней по республике. По словам заместителя председателя отраслевого профсоюза работников образования и науки Айгуль Мукашевой, по последним статистическим данным, зарплата учителей на конец 2018 года составила 102 тысячи тенге, “а на самом деле - от 80 до 95 тысяч тенге”. Начинающий педагог получает от 50 тысяч тенге. Труд воспитателя в детском саду оценивался в 38 тысяч тенге, но сейчас в связи с поручением президента о повышении минимальной месячной заработной платы у работников дошкольных учреждений произошло небольшое повышение зарплаты. “Загвоздка” в том, что зарплаты учителям исчисляют от БДО (базового должностного оклада), размеры которого не менялись в течение девяти лет - это 17 697 тенге. Хотя неоднократно отраслевой профсоюз предлагал заменить БДО на показатель прожиточного минимума или минимальную месячную заработную плату, что повысило бы доходы педагогов в разы. Однако эту инициативу чиновники не поддерживают. В этой связи отраслевой профсоюз работников образования и науки предлагает установить заработную плату учителей не ниже, чем в среднем в регионе. Так, если в Астане в декабре прошлого года средняя зарплата горожан составила 270 тысяч тенге, то столичные педагоги должны получать не менее этой суммы. (Но не получится ли так, что многие учителя в поисках лучшей доли отправятся работать в более “богатые” города?) “Мы думаем, что наши учителя должны получать заработную плату от 300 тысяч тенге, чтобы это была минимальная заработная плата. Тогда в эту профессию придут хорошие молодые кадры”, - считает Айгуль Мукашева. Конечно, инициатива отличная, но на деле нереализуемая. В прошлом году на увеличение заработной платы учителям (от 30 до 50 процентов) выделили 62 миллиарда тенге. Отраслевой профсоюз предлагает поднять зарплату педагогам практически в разы, а для этого нужна огромная сумма, которая в бюджете, естественно, не предусмотрена. Поэтому данная инициатива, как впрочем, и другие, не будет “взята в расчет”. В частности, первоначально при разработке законопроекта “О статусе педагога” предлагали норму, предусматривающую выход на пенсию по достижении установленного пенсионного возраста при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Однако эту инициативу в ходе согласования исключили, как и предложения о предоставлении оздоровительных выплат в двойном окладе, льгот при участии в жилищных программах... Вместо этого чиновники предлагают отдать предоставление социальных гарантий в компетенцию местных исполнительных органов. В этом случае выплаты будут зависеть от бюджета акиматов. Кроме того, в законопроекте значится, что местные органы вправе устанавливать различные виды доплаты и надбавок к зарплате, в том числе обладателю звания “Лучший педагог” - вознаграждение в размере не менее 300-кратного МРП. Повышают размер доплат за проверку тетрадей и классное руководство. Также предусмотрена доплата педагогу за наставничество над впервые поступившим на работу коллегой. А еще предоставляют отсрочку от призыва на воинскую службу для молодых преподавателей-мужчин, чтобы пополнить их ряды в школах.
Законопроектом признают особый статус педагога. В частности, нельзя привлекать учителей к видам работ, не связанных с их профессиональными обязанностями - субботникам, подворовым обходам, иначе грозит штраф в 10 МРП, или 25 250 тенге. Нельзя требовать от педагогов предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законами, а также проводить необоснованные проверки. За это также положены штрафы. Отдельной статьей прописаны академические свободы и права педагога. Он имеет свободу на выражение собственного мнения, может заниматься научной, творческой, экспериментальной деятельностью, внедрять новые методики и технологии в свою педагогическую практику. Имеет право выбора учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения. И самое главное - законопроект защищает от вмешательства в профессиональную деятельность. Сегодня не редки случаи, когда родители “поучают” педагога.
Астана |