|
Марта Рогова Социально ориентированное государство становится еще более ориентированным. Правда, не на весь социум, а лишь на его самые уязвимые слои. Правительство определилось с механизмами и инструментами поддержки и суммами, в которые это все обойдется бюджету. Но, похоже, оно само не знает, а что дальше?
Материнский бунт в феврале обнажил многие проблемы социально уязвимых слоев населения. В первую очередь, это низкие доходы, которые не дают их получателям участвовать во многих госпрограммах. В том числе рассчитанных и на рост благополучия. Но вместе с тем проявился и факт абсолютного незнания большинством населения многих программ, которые существуют в стране. Не говоря уже про юридические тонкости того или иного направления. Например, многие многодетные матери, штурмовавшие акиматы, не слышали о том, что центры занятости занимаются бесплатным обучением профессии с последующим трудоустройством. Или о том, что Фонд “Даму” выдает гранты на начало или развитие малого бизнеса. Что касается “юридических тонкостей”, то большинство из штурмовавших не в курсе, что в стране уже нет бесплатного жилья и что за арендное надо платить не только арендную плату, но и комуслуги. Так все же что предлагает правительство? Основные меры поддержки социально уязвимых озвучил президент. Это рост зарплат на 30 процентов низкооплачиваемых сотрудников и на 25 процентов - чиновников низового уровня. И пересмотр выплат адресной социальной помощи более полумиллиону человек. К слову, пересмотр АСП приведет к значительному увеличению социально нуждающегося слоя. Президент дал поручение повысить критерий оказания адресной помощи до 70 процентов от прожиточного минимума (с 14 тысяч 849 тенге до 20 тысяч 789 тенге при текущем прожиточном минимуме - 29 тысяч 698 тенге). А это значит, что число нуждающихся автоматически увеличится. Минтруд уже подсчитал, что теперь помощь будут оказывать не 571 тысяче граждан, а более 830 тысячам.
При этом при назначении адресной социальной помощи из совокупного дохода семьи исключат государственные пособия многодетным семьям и многодетным матерям, награжденным подвесками “Кљміс алћа” и “Алтын алћа”, а также пособия по инвалидности для детей и стипендии. Начнется выплата таких повышенных пособий уже с 1 июля нынешнего года. Тогда же в стране повысят и размер АСП для семей с четырьми и более детьми с 63 740 тенге до 103 945 тенге. Но при этом при расчете АСП пособия по инвалидности и стипендии не будут учитывать лишь с 2020 года. К слову, детям из малообеспеченных семей гарантированное пособие в размере 20 789 тенге будут выплачивать ежемесячно до достижения ими 18-летнего возраста, а при их обучении - до 23 лет. В общем, решили пойти по европейскому пути поддержки деторождения. Правда, есть один нюанс: в Европе постсовершеннолетние выплаты привязаны к срокам обучения в университете, у нас же министр труда и соцзащиты Бердибек Сапарбаев не уточнил, о каком обучении идет речь. А если ребенок окончил профтехколледж? Но это, видимо, уже “технические детали”. Важным, на мой взгляд, в правительственных планах является пакет мер поддержки по трудоустройству многодетных семей на селе. Президент сказал: надо развивать перспективные села и делать их привлекательными для жизни. Уточним: для жизни тех, кто сегодня осваивает окраины крупных городов, штурмует их акиматы с требованиями квартир и пополняет армию работающих без контрактов (а значит, и без уплаты налогов) граждан. Чтобы люди оставались работать там, где живут, их начнут обучать востребованным профессиям и открывать социальные рабочие места на дому (пошив одежды, хлебопечение). “Для обеспечения занятости, открытия семейного бизнеса, роста доходов для многодетных сельчан будут предоставлять государственные гранты на новые бизнес-идеи в размере 500 тысяч тенге на безвозвратной основе”, - сообщил Сапарбаев. Кто и как будет следить за тем, куда тратятся эти 500 тысяч и действительно ли они идут на открытие бизнеса, тоже непонятно. Ведь “безвозвратные” - для многих означает возможность не начать зарабатывать самостоятельно, а покрыть имеющиеся долги за госсчет. Помимо этого многодетным матерям и лицам с инвалидностью бесплатных денег не будет - на развитие их предпринимательства будет выделено 5000 микрокредитов (из 14 тысяч, запланированных на 2019 год). В целом прибавка соцподдержки отдельных категорий граждан на ближайшие три года будет стоить бюджету около 1,3 триллиона тенге. Но городскую проблему обеспечения дешевым жильем нуждающихся в нем полностью исключить нельзя. А потому, как было решено в правительстве, в ближайшую пару лет все силы бросят на строительство социального (то есть небольшой квадратуры) и арендного жилья. Министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что “для обеспечения жильем отдельных категорий граждан дополнительно потребуется 300 миллиардов тенге - по 100 миллиардов тенге ежегодно”. Правда, он не уточнил: входит ли в эту сумму субсидирование низкой процентной ставки (в 2-3 процента) через Жилстройсбербанк. В целом все президентские инициативы по повышению доходов многодетных и малообеспеченных будут стоить бюджету и Нацфонду дополнительно на три года два триллиона тенге (включая расходы на инфраструктурные проекты). Все было бы неплохо, если бы не одно “но”. Во всех рассуждениях и расчетах правительства не прозвучало то, к чему оно так долго призывает всех: а какой “выхлоп” от всего этого ожидается? Ведь если человека планируют трудоустроить и заставить платить налоги, значит, государство должно иметь хотя бы приблизительные расчеты будущих поступлений в бюджет? Если собирается строить новые дома в городах, то есть ли расчеты о потребности в новых рабочих местах, домах, в детсадах или колледжах? И опять же, каковы прогнозы роста занятых в виде роста подоходного налога. Сейчас же все это выглядит как раздача бесплатных пирожков без какого либо плана на будущее.
Астана |