ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ТРЕНД ТРАТ “ПОХУДЕЛ” НА 20% Горячие новости / События

Мадина Меирманова
Скачки цены на нефть и спасение бюджета за счет траншей за последние пять лет высосали из Нацфонда почти 20 процентов его объемов. И, похоже, даже прошлогодний подъем стоимости барреля особым спасением для наших запасов не стал - в Казахстане привыкли тратить больше, чем зарабатывают

Пять лет назад Национальный фонд страны достиг своего максимума - активы его составили почти 72 миллиарда долларов. И это при том, что использовать деньги оттуда начали еще в 2010 году на антикризисную программу (помните 10 миллиардов на пять направлений поддержки роста экономики?).
Но 2014-2015 финансовый год, когда антироссийские санкции обрушили цены на нефть, стал последним годом роста запасов.
Казахстан в стремлении удержать экономику на плаву использовал деньги Национального фонда на инфраструктурные проекты: дороги, мосты, аэропорты, а также заводы (от модернизации до строительства) и поддержку малого и среднего бизнеса. В общем, на все направления, которые, по идее, должны стать драйверами. Кроме этого деньги выделяли еще и на спасение банков, госкомпаний и холдингов (через покупку их ценных бумаг), которые определяло правительство как системообразующие. И на многочисленные госпрограммы - от ускоренной индустриализации до жилищного строительства. В общем, тратили на ускоренное латание многочисленных дыр.

 

 

Впрочем, это вполне укладывается в заявленную еще в 2007 году контрцикличную фискальную политику страны и основанную на ней же политику управления Нацфонда: экономить в период экономического роста (у нас такое время называют “жирные годы”) и активно тратить в период спада. В конце концов, именно стабилизационная функция является одной из ключевых для фонда - использование накоплений для компенсации потерь республиканского и местных бюджетов. К слову, в бюджеты вливали в период первых кризисов примерно по 6,5 миллиарда долларов. И это не считая денег, которые из Нацфонда тратили на скупку облигаций госхолдингов.
Но, видимо, так заигрались в трату денег, что деньги начали таять быстрее запланированного. Удивительно, что Нацфонд вообще рос до 2014 года, учитывая, что массово деньги из него потекли еще в 2009 году. Видимо, сказалась программа “Нурлы жол”, запущенная в 2014 году и окончательно остановившая пополнение Национального фонда.
Так, исчисляясь в 71,8 миллиарда долларов на середину 2015 года, активы в конце 2016 года составили уже 63,6 миллиарда, в 2017-м - 62,9, в 2018-м - 59,4 миллиарда долларов.
И это при том, что еще в конце 2015 года Нурсултан Назарбаев, увидев скорость таяния денег фонда, высказался весьма жестко. “Моя позиция принципиальна - использование средств (Национального фонда. - “НП”) на текущие расходы должно прекратиться. Единственный механизм участия фонда - это ежегодный фиксированный трансферт... в республиканский бюджет. Слава богу, что эти деньги есть, что мы можем это делать. Поручаю правительству разработать новую концепцию формирования использования средств Национального фонда в условиях новой глобальной реальности”, - заявил он.
И что?
Несмотря на то, что запустили Кашаган, а стоимость барреля в прошлом году в среднем держалась на уровне 70 долларов, деньги фонда таяли.
Помнится, года три назад тогдашний глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявлял, что “при цене нефти выше 55 долларов за баррель мы не проедаем “тело” Национального фонда. То есть те потоки, которые входят в Национальный фонд, за минусом расходов... у нас в целом при цене “55 плюс” они позитивные”. Или “тело” усохло за эти годы, или расходы возросли непомерно.
И это при том, что в последнее время правительство для спасения нужных ему субъектов экономики и целых направлений прибегает уже не к нацфондовским деньгам, а к запасам Единого накопительного пенсионного фонда (как, например, на долгосрочное фондирование банков или строительство газопровода “Сарыарка”).
Если вспомнить, что население постоянно жалуется на снижение уровня своего благосостояния, то получается, что Национальный фонд, который и должен поддерживать это самое благосостояние, не сильно-то спасает. Впрочем, стоит признать, что благодаря многолетним финансовыми вливаниям в экономику последняя не рухнула, а более или менее устойчиво держится на плаву. Другой вопрос, что с ростом валового внутреннего продукта и цен на нефть запасы наших накоплений все еще никак не могут остановить падение. То ли от того, что управляют этими запасами не слишком профессионально, то ли потому, что, собственно, весь экономический рост обеспечивается исключительно за счет финансирования из НФ. А это уже показатель работы всей системы управления экономикой, которая так и не смогла слезть с нефтяной иглы.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение