|
Ольга Шишанова Многие предприниматели, чей бизнес связан с использованием подземных вод, в очередной раз оказались на грани разорения из-за несостыковок в Налоговом кодексе республики
В Казахстане одним из самых распространенных видов природных ресурсов являются подземные воды, в том числе так называемая самоизливающаяся термальная вода. Именно этот вид подземной воды традиционно используют как санаторно-курортные учреждения, так и обычные зоны отдыха, а кроме того, ее применяют аграрии для орошения. С одной стороны, для любой страны такая вода - это благо, потому что не у всех есть даже поверхностные воды - озера, реки. С другой - как ни странно, именно наличие таких источников стало проблемным вопросом для малого и среднего бизнеса республики, тех предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством и туризмом. Хотя, напротив, должно было послужить толчком для их развития. Однако сейчас многие из этих предпринимателей оказались на грани разорения. Дело в том, что еще 30 ноября 2016 года в Налоговый кодекс внесли поправки о повышении НДПИ на подземные воды в размере одного МРП за кубометр воды, причем начисления производили задним числом с 1 января 2016 года. Поясним, что один кубометр - это примерно две ванны воды. Между тем во многих домах отдыха прием ванны является ежедневной процедурой. Но теперь за каждый такой прием нужно было платить более тысячи тенге только за налог - то есть водные процедуры, на которых строили всю работу зон отдыха, стали просто “золотыми”. А полив полей и садов самопроизвольно вытекающей водой из артезианских скважин, которая, к слову, в любом случае должна вытекать, стал вообще разорительным. Сельчанам становилось проще безучастно смотреть на утекающую воду, чем пытаться направлять ее на орошение полей, выращивая овощи и фрукты.
Тогда аграрии и бизнесмены, работающие в сфере туризма и отдыха, обратились к депутатам мажилиса парламента РК, и вопрос, пусть не сразу, но решили. В конце декабря 2017 года в редакцию нового Налогового кодекса внесли изменения, которые предусматривали понижение ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) с одного до 0,003 МРП. Но, как ни странно, несмотря на отмену прежней ставки, налоговые органы по сей день продолжают взыскивать налог НДПИ, начисленный в 2016-2017 годах по ставкам, которые действовали именно на тот момент. При этом речь идет, по данным депутата Ерлана Барлыбаева, о катастрофических суммах для сельских предпринимателей. Например, крестьянскому хозяйству “Мираж”, которое расположено в Уйгурском районе Алматинской области, за 2016-2017 годы начислили налоги на сумму 77 миллионов тенге, которые с учетом пени возросли до 108 миллионов тенге. Их землякам - крестьянскому хозяйству “Марипов” - насчитали 155 миллионов тенге, крестьянскому хозяйству “Кахарова” - 158 миллионов, ИП “Кашегенова” - 110 миллионов, ИП “Мейримбаева” - 153 миллиона тенге... Мало того, оперируя цифрами 2016 года, налоговики выигрывают суды, после чего описывают имущество тех же фермеров, хотя понятно, что эти объекты недвижимости не потянут на сотни миллионов, насчитанных за пользование водой. Почему нельзя было не только отменить неадекватно завышенные ставки НДПИ в 2017 году, но и придать им обратную силу, пересчитав ранее начисленные налоги по новой ставке, ответить сегодня не может никто. Хотя из-за этой недоработки сложилась абсурдная ситуация, когда ради формального выполнения заведомо нереальных планов такие налоги физически невозможно собрать, под угрозой ликвидации оказались субъекты предпринимательства в орошаемом земледелии и сфере внутреннего туризма. Предпринимателям снова пришлось обращаться к депутатам, которые подали запрос в комитет государственных доходов Минфина, где ответили, что перерасчет возможен только с согласия всех заинтересованных ведомств начиная с Министерства национальной экономики.
Астана |