|
Ярослава Науменко
По тому, как сделана наша социальная реклама, можно судить, как к этой сфере чиновники относятся на самом деле. Местами разодранные, выгоревшие на солнце щиты - таким предстает социальная политика государства в глазах алматинцев
То, что у нас выдают за социальную пропаганду, таковой по сути вовсе и не является. Одна из наиболее популярных тем такой рекламы во всем мире - борьба со СПИДом и наркоманией, насилием в семье и абортами, профилактика чрезвычайных ситуаций и личной безопасности граждан. У нас мы пока наблюдаем неуклюжие попытки формирования национальной идеи и изрядно утомившую “яблочную агитацию”.
Вот и аким Алматы Ахметжан Есимов на недавнем заседании изъявил свое недовольство: “Вид города с точки зрения идеологии, эстетики и даже безопасности горожан вызывает массу нареканий”. Толковой социальной рекламы, по мнению градоначальника, тоже нет.
Оба конкурса социальной рекламы, проведенные КГП “Алматыжер” еще три года назад, дали странные плоды. Вспоминаются классики Ильф и Петров: “Рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа Бендера показался бы музейной ценностью”. Как вам картина? “Пожатое”, плохого качества изображение зеленого кроссовка, неуклюже висящего на двух пунктирах, на переднем плане - заросли колючей травы, сверху подпись “Здоровый вид транспорта”, над которой бежит человечек со значка пешеходного перехода. И эта работа, если верить официальному сайту “Алматыжарнама”, стала лучшей в номинации “Здоровый образ жизни”.
В социальную же тематику почему-то затесалась тема “Гармония отношений”, в этой номинации победила “сюрреалистическая агитка”, изображающая людей с головами-шестеренками. Надпись - “Не пилите д.р.у.г. друга”. К чему эти точки в слове “друг”, в чем смысл изображения, которое вместо того, чтобы украсить лицо Алматы, намекает на какие-то непонятные отношения?
В номинации “Свободная тема” победил плакат с пунктуационной ошибкой - нет запятой после обращения “Водитель, будь внимателен!” Второй “шедевр” - “размазанная” фотография автомобиля без водителя, прилепленная вопреки всем законам перспективы возле группы развеселых школьников... Причем дизайнер поленился стереть деревья вокруг авто, отчего они прямо-таки выросли на проезжей части.
Складывается впечатление, что набившее оскомину изображение яблока - гарантия чиновничьего расположения для неумелого дизайнера, вот и спешат украсить им любой плакат вне зависимости от смысла и задачи. Главная проблема в том, что нашу “недосоциальную” рекламу производят люди, не горящие идеей, не знающие нюансов и не желающие в них вникать.
Впрочем, работники “корела и фотошопа” оправдываются: в официальной среде довлеет мощная цензура, сформулировать которую коротко можно в двух фразах: “Я всегда прав” и “Делай всё цвета флага”.
К праздникам государственные дотации на такого рода заказы особенно обильны, и ответственные лица спешат “отмыть денежку”. “Нам чего-нибудь социального вот на эту вот сумму, 30 процентов - откат”.
Об увеличении финансирования для того, чтобы социальную рекламу делать действительно качественно, даже говорить страшно в кризисные наши времена. Начать стоит, наверное, с изменения к ней отношения. Второе - определить наконец методики измерения эффективности “социалки” после того, как ее увидели люди. Каковы социально значимые темы? Кто из изготовителей зарекомендовал себя не как дилетант, а как профессионал? Как грамотно разместить и отследить эффективность? Кто будет за это отвечать?
Например, в Великобритании крупнейший рекламодатель - государство. Здесь создан Центральный офис информации, который занимается визуализацией социальной политики властей - создает и размещает “социалку” по всей стране. Курирует его сам премьер-министр. Трудятся тут отнюдь не чиновники, а дизайнеры, маркетологи, социологи, более 700 человек. С помощью такого единого центра удается решать многие социальные проблемы: от борьбы с насилием в семье до предотвращения терактов. Ежегодный бюджет центра - почти 300 миллионов евро. Страшно подумать, с какой скоростью и радостью растащили бы эти средства у нас, и еще страшнее представить, каких плакатов “налепили” бы по всему Казахстану на оставшиеся деньги.
В борьбе за эффективность социальных лозунгов Ахметжан Есимов поддержал идею создания худсовета, в состав которого войдут представители общественных организаций и лучшие дизайнеры, “чтобы работа в данном направлении велась планово и на постоянной основе”. Аким подчеркнул, что “Алматы должен выглядеть так, как подобает современному мегаполису, являющемуся деловым, культурным, научным, образовательным, финансовым центром республики”. И может, наконец мы прекратим славить бесспорно вкусный алматинский апорт, который давно уже не является бесспорным и единственным символом города. Сотням тяжелобольных казахстанских детей нужна наша помощь, тысячи сирот могли бы обрести семью, почему бы не говорить об этом в социальной рекламе, тем более что сейчас многие дизайнеры и фотографы готовы реализовывать благотворительные проекты совершенно бесплатно. Может, не яблоко в сотнях вариаций, а детские глаза зацепят, заставят остановиться и задуматься? |