Закон о десятине
Алла Иванилова
Одним религия лечит душу, для других она становится предметом дискуссий. В Казахстане по сей день идут споры по поводу законопроекта по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений. Эксперты ОБСЕ осуждают внесенные поправки, между тем казахстанские юристы за самими европейцами нашли не один грешок
Запрещено запрещать
Лозунг парижской радикальной молодежи)
Проект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений” был инициирован группой депутатов парламента еще в апреле прошлого года. Документ прошел восьмимесячное обсуждение и трижды получил положительное заключение правительства.
Однако президент не спешит подписывать законопроект - 8 января он направил его в Конституционный совет для проверки на соответствие Конституции.
Глава Кыргызстана, напротив, несмотря на просьбы общественности вернуть проект закона на доработку, на днях подписал аналогичный документ, чем “разозлил” мировое сообщество: Конгресс США посчитал, что это подпортит репутацию страны и станет серьезным несоблюдением норм ОБСЕ (ограничивая свободу вероисповедания).
Астана дважды отправляла в ОБСЕ свой проект аналогичного закона. Сначала в организации не в полной мере учли нормы действующего законодательства Казахстана, в том числе Конституции и гражданского законодательства, и, как у них принято, истолковали многие нормы “буквально” (например, про кассовые аппараты в храмах).
Второе заключение ОБСЕ пока не получено. Но наши подстраховались и исключили из документа положения о контрольно-кассовых аппаратах в культовых зданиях, о введении квот миссионеров в регионах, о необходимости согласования с уполномоченным государственным органом выпуска религиозной литературы, об участии представителей местных исполнительных органов в учете финансовых средств, поступающих в религиозные объединения, о запрете на получение пожертвований от анонимных источников, а также иностранных граждан и организаций, и ряд других.
Европоказатель
В своих первых комментариях европейские юристы использовали два критерия оценки - это стандарт ОБСЕ и общепризнанные международные нормы. Однако отечественные специалисты считают, что так называемый евростандарт пусть и признан лучшим в мире, но не является идеальным.
Самое главное и категоричное осуждение экспертами ОБСЕ было высказано по вопросу обязательности регистрации религиозных объединений из-за того, что это не соответствует европейской практике.
В Европе практикуется два уровня объединений верующих - ассоциации (аналог общественных объединений) и церкви (религиозные объединения). Объединения граждан в виде ассоциаций не подлежат обязательной регистрации. В то же время к регистрации церкви предъявляются жесткие требования, из-за которых многие объединения верующих не могут получить статус религиозных и инициируют судебные процессы с государственными органами. Так, в Германии, Австрии и Великобритании возникали проблемы с регистрацей саентологов. “Трудно признать такую систему регистрации соответствующей международным актам ООН и ОБСЕ”, - комментируют эксперты Казахстана заключение их европейских коллег. В Казахстане же все организации верующих являются религиозными объединениями и в качестве таковых пользуются льготами, в том числе налоговыми, наравне со всеми религиозными объединениями.
Казахстанские юристы тоже не промах и тоже критикуют западных коллег за дискриминацию по религиозному признаку. Например, в Австрии принятый парламентом в 1998 году закон разделяет все религиозные организации на два класса: привилегированные и непривилегированные. США внесли Германию в список Watch List как страну, практикующую дискриминацию: для получения американскими фирмами разрешения на ведение коммерческой деятельности на территории Германии требуется предоставить доказательства их непричастности к саентологии. Немецкое правительство объясняло свои действия необходимостью “фильтрации сект”. Опять же в Германии в 1995 году МВД запретило въезд в страну основателя Церкви Объединения С.М. Мун и его супруги, несмотря на наличие у них шенгенской визы. В 2002 году германское правительство продлило “вето” на въезд пары, являясь единственной страной шенгенского пространства, которая придерживалось запрета прошлых лет.
В те же годы был наложен запрет на выдачу исламским общинам разрешения для реконструкции культурных центров и молитвенных домов в Берлине и строительства мечетей. Причиной послужило подозрение в связях с экстремистскими организациями.
Следует отметить, что в ряде стран Европы, в том числе во Франции и Германии, законодательно запрещено носить головные уборы с религиозной символикой в школах и учреждениях. В Бельгии в ряде регионов предоставили право государственным школам вводить запрет на ношение мусульманских головных платков. В настоящее время 70 процентов средних школ ввели подобный запрет, что повлекло за собой ряд жалоб. Вскоре суд признал право учеников госшкол на ношение головных платков, но заключил, что оно не является абсолютным. Образовательные учреждения могут ограничивать ношение в тех случаях, когда такая мера будет сочтена необходимой для обеспечения нормальной организации работы школы и для гарантии безопасности или прав других учеников.
Учитывая подобные дискриминационные факты, казахстанские эксперты не согласны с европейцами. “Наш Закон “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” намного либеральнее и демократичнее, чем подобные законы в ведущих европейских странах - членах ОБСЕ”, - констатирует профессор, ректор международного мусульманского университета “Руханият” Мурат Мынбаев. Юристы объясняют, что поправка, которая вызвала недовольство европейцев, - обязательная регистрация религиозных объединений - была внесена, прежде всего, чтобы избежать ситуаций получения незаконных налоговых льгот коммерческими организациями, прикрывающимися религиозными целями.
Астана |