|
Ольга Шишанова В столичном центре современного искусства “Куланши” проходит выставка художников из Северной Пальмиры Екатерины и Константина Грачевых, чье творчество весьма смахивает на манеру исполнения знаменитых “шестидесятников”
Об этом на их полотнах говорит буквально все - и “жемчужное” освещение, и гиперреализм изображаемых маленьких деталей, из которых складывается мозаика картины. Это тем более удивительно, что творческие союзы в наше время встречаются нередко. И у каждого свой путь, но чтобы вот так - в прошлое, да еще с намеком на историю... так случается все-таки нечасто. Так же, как и успешные союзы, где творящие искусство муж и жена создают не конкурентную среду, а продуктивное партнерство. Галерея “Куланши” знакомит с творчеством такого редкого союза. Это петербуржцы Екатерина и Константин Грачевы, выпускники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Обладатели богатого послужного списка и внушительного листа проведенных выставок - как на родине, так и за ее пределами.
Например, “Рассказы о войне” - так называется триптих Константина Грачева. И он не о батальных сценах, не о боевых действиях. О памяти. Памяти сегодняшних нас. Памяти каждой семьи. Этот триптих состоит из картин, которые можно отнести к натюрморту. Но глубинный смысл каждой из трех частей настолько цепляет и затягивает зрителя в мир, полный боли, воспоминаний, драмы и бесконечного уважения к подвигу наших дедов. Простые предметы, семейные реликвии - фляги, шлемы, солдатские ремни и гимнастерки - превращаются в главных героев сюжета. Они просто лежат на поверхностях, висят на стенах. И благодаря своей простоте и трагическому накалу цвета, света и теней, становятся монументами. Монументами в память о народном подвиге. О том времени, когда небо смешалось с землей и дни считали числом погибших, а ночи - количеством выживших. И как ответ на призыв о помощи, для избавления от боли в глубокой ране звучит шум морского прибоя с пейзажа Екатерины. Светлая грусть проливается из окон, склоняется голова. И затягиваются понемногу раны. Именно поэтому так важно то, о чем рассказывают нам эти два художника. Мужчина и женщина. Мы не должны забывать о том, что было. Нужно ценить то, что есть сейчас. И мечтать о том, что будет, когда мы уйдем. Оба художника в своих произведениях комбинируют различные жанры: городской пейзаж, портрет и жанровую картину. Сразу бросаются в глаза размеры изображенных на холсте предметов, особенно в исполнении Константина Грачева. Словно он таким образом пытается донести до зрителя всю сущность работы, передать настроение. А вообще их картины очень понятны. Да и название выставки оправдывает себя. Неискушенный обыватель вполне поймет такое искусство, ведь и наименование каждого холста говорит само за себя.
Кстати, термин “реализм” в живописи многие воспринимают неоднозначно, поскольку у этого направления давно уже нет четкого определения. Например, если у старых мастеров приверженность к реализму была условием существования, то сегодняшний реализм - это уже не направление в живописи, а скорее стереофоничный способ видеть, чувствовать, мыслить. Сегодня реализм адекватен современному миру, он говорит с людьми на современном языке, актуален, важен для сегодняшнего дня, хотя, как правило, до сих пор базируется на академической традиции. А еще сущность реализма, как отображения окружающего мира, все-таки не изменилась, изменилась только сама действительность. Ее - трансформированную, преобразованную - и изображают Екатерина и Константин Грачевы в своих живописных и графических работах. Это восходит еще к 1990-м, когда художники, освобожденные от идеологической составляющей, стремились найти свой новый художественный язык, адекватный современности. И обращая свой взгляд на окружающий мир в целом, становясь его интерпретаторами, они двигались в сторону “возврата к идентичности”, делая акцент на стилистике, эклектике, цитате, идее. Попутно раскрывая свое мастерство, профессиональную идентичность, подталкивая зрителя к осознанному личному пониманию картины.
Справка “НП” Екатерина Грачева родилась в 1975 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1998 году окончила Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха, в 2006 году - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. С 2011 года преподает в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Участник городских, республиканских и международных выставок. Константин Грачев родился в Нижнем Новгороде в 1978 году. В 1998 году окончил Нижегородское художественное училище. В 2004 году с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В 2003 году награжден медалью Российской академии художеств “За успехи в учебе”. Обладатель гранта “Музы Санкт-Петербурга-2004” в номинации “Живопись”. Член Союза художников с 2006 года. Сейчас преподает в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Участник городских, республиканских и международных выставок.
Астана |