|
Марта Рогова Евразийский экономический союз, предполагающий объединение различных электронных баз, работает вроде как во благо каждого жителя любой страны ЕАЭС. Свободное передвижение рабочей силы (не нужно получать разрешение на привлечение иностранцев), капитала, товаров и услуг. Даже создание единообразной базы данных по авто - тоже большая польза: легче будет противодействовать рынку угнанных авто. Другой вопрос, что чиновники решили вместе с созданием такой электронной базы загрузить казахстанских автовладельцев тратами на очередную бумажку
Министерство по инвестициям и развитию РК сообщило, что со второй половины 2019 года в Казахстане начнут оформлять электронный паспорт транспортного средства (ПТС). Этакое дополнение к существующему техпаспорту (свидетельству о регистрации авто), без которого двигаться по улицам будет уже нельзя. Проект постановления о введении этой нормы сейчас активно обсуждают в госорганах (и, конечно, общественность). Электронный паспорт транспортного средства - это индивидуальная база данных, куда будут вносить всю информацию об автомобиле: год выпуска или ввоза на территорию ЕАЭС, габариты, масса, объем двигателя (то, что сейчас содержится в традиционном техпаспорте). В базу также внесут информацию о владельце авто, о прохождении техосмотра, о ДТП, о том, где, когда и что в автомобиле ремонтировали. По идее, отличная информация, которая поможет в том числе и новым покупателям машинки, - их станет сложнее обмануть на предмет битости-небитости. Причем вне зависимости от того, в какой стране ЕАЭС ДТП произошло и где авто ремонтировали. Как говорят разработчики новшества, вероятнее всего, такую информацию новым покупателям будут монетизировать - то есть предоставлять за плату. Всю информацию о машине будут хранить в базе данных национального оператора техпаспортов и собственнику авто выдавать в виде выписки на специальном бланке. Получается, что в пакете документов, который должен будет иметь на руках каждый водитель, прибавится еще один - справка о регистрации электронного паспорта ТС. Довольно странно наращивать количество документов в век цифровизации. Особенно если учесть, что год назад правительство заявляло, что намерено так оцифровать страну, что водителям вообще не потребуется иметь на руках никаких документов, кроме удостоверения личности. Пилотный проект акимата Алматы заявлял, что после оснащения всех дорожных полицейских планшетами южная столица станет первым городом Казахстана, где будут пилотно отменять обязанности ношения с собой кучи документов, кроме удостоверения личности (сейчас в списке обязательных документов техпаспорт, страховка, техосмотр и, разумеется, водительское удостоверение).
Вместо этого теперь к ныне существующему пакету документов добавится и электронный паспорт авто. И, кстати, в Казахстане уже объявили о введении с 1 января 2019 года нового образца свидетельства о регистрации транспортного средства с чипом. Почему нельзя привязать электронную информацию о владельце, ДТП, техосмотрах и СТО к новым техпаспортам и не выдумывать очередную бумажку? Тем более что, согласно проекту документа, ее обязательное оформление будет на платной основе - 4500 тенге. Цифра не окончательная. Как говорят разработчики, возможно, ее снизят или привяжут к минимальному расчетному показателю. Но гораздо интереснее другая норма: проект предполагает, что за каждое внесение изменений в ПТС придется заплатить. Ориентировочная стоимость “корректировки” - более трех тысяч тенге. Вот представьте, поменяли вы колодки в машине или патрубки - надо вносить изменения в ПТС. То есть платить деньги. А учитывая особенности нашего дорожного строительства, такие ремонты придется делать чаще. А значит, чаще платить за “корректировку” в ПТС. Есть еще один нюанс. Вносить все эти изменения в ПТС, по идее, нужно не с устной подачи водителя - владельца авто, а имея на руках документ с СТО. Здесь-то и кроется проблема. Большинство станций техосмотра работают “вчерную”, не отражая реальные обороты средств и тем более не обладая контрольно-кассовыми аппаратами. Давать справку о проделанной работе - значит, попадать (перспективно) под бдительное око налоговых органов, которые всегда могут поинтересоваться: почему справка есть, а чека и налогов - нет. Так что вряд ли замену каждой детали можно будет внести в общую базу. Будут ли наши граждане настолько ответственны, чтобы требовать в СТО чек и справку и оплачивать внесение изменений в ПТС? Но в целом удорожание содержания автомобиля (от необходимости оплаты налога, роста цен на топливо до введения платности парковок в городах) становится хорошим стимулом для людей отказаться от личного транспорта в пользу общественного (особенно от того, который требует частого ремонта). И это не может не радовать, поскольку в целом положительно отражается на экологии населенных пунктов, перенасыщенных выхлопными газами. Другой вопрос, что общественный транспорт, который становится все более популярным в городах, должен соответствовать запросам и работать “как часы” - бесперебойно и в достаточном объеме.
P.S. Пока материал готовился к выпуску, наши источники в Министерстве по инвестициям и развитию сообщили, что в активно обсуждаемый проект постановления по введению электронного паспорта транспортного средства планируют внести изменения. А точнее - отменить норму о платности внесения изменений в ПТС.
Астана |