|
Алла Иванилова В Казахстане скорую помощь вызывают в четыре раза чаще, чем в других странах мира. Причем ежегодно количество вызовов увеличивается, и чиновники, опасаясь такой тенденции и того, что в скором будущем не хватит ресурсов, автомобилей и медоборудования, изменили формат работы этой службы
Сегодня в Казахстане на 100 человек приходится 40 вызовов. Тогда как в других странах - не более 10 вызовов на 100 человек. Если коснуться средней нагрузки скорой помощи, то в странах ОЭСР это не более семи-восьми вызовов в сутки, а в Казахстане достигает в среднем 23 вызовов. Естественно, это влияет на качество работы и, как один из показателей, процент спасенных. В странах ОЭСР при таких острых состояниях, как остановка сердечной деятельности, нарушение дыхания, потеря сознания, спасают трех из четырех, в нашей стране - одного из четырех. При этом своевременно оказанная помощь, вовремя выявленные заболевания позволяют не только спасти жизнь пациенту, но и снизить расходы государства на 30 процентов. В Министерстве здравоохранения, посчитав такое положение дел “нездоровой тенденцией”, решили поменять систему. После изучения всех вызовов стало понятно, что 40 процентов приходится на пациентов с хроническими заболеваниями, которые стоят на диспансерном учете в поликлинике. Ежедневно фиксируют тысячу обращений, когда люди, в основном пожилого возраста, по 20-30 раз вызывают “скорую”, чтобы снизить давление. Так, в Астане бабушка вызывала “скорую” 106 раз за месяц. Пенсионерка жаловалась на боли в грудной клетке, поэтому игнорировать ее очередные звонки в “103” было нельзя. Медики уже выучили адрес 86-летней женщины и ни разу не пропускали ее вызов. В целом только в столице служба скорой медицинской помощи за 10 месяцев этого года приняла около 320 тысяч вызовов горожан, и лишь в 35 процентах случаев понадобилась госпитализация пациентов в больницы. Это значит, что остальные больные вполне могли ограничиться походом в поликлинику.
В Минздраве считают, что такие больные должны обследоваться у участковых врачей и получать лечение. Если им приходится постоянно вызывать скорую помощь, значит, врачи плохо работают либо пациенты не следуют их предписаниям. В результате, как отмечал министр здравоохранения Елжан Биртанов, “смертность очень высокая в тех случаях, когда человека можно спасти, а наша скорая помощь где-то мерит давление”. О том, что в республике будут действовать новые правила работы “неотложки”, говорили еще летом 2017 года. Тогда и приняли приказ министра здравоохранения, согласно которому вызовы разделили на четыре категории. Менять систему начали в феврале 2018 года. Так, согласно новым правилам первая категория - это прямая угроза жизни пациента. Это, к примеру, когда человек поперхнулся и не может дышать или пошла острая реакция на укус насекомого, или остановка дыхания, травмы, сердечный приступ. В таких случаях карета скорой помощи должна приехать максимум через 10 минут после вызова. Вторая категория - потенциальная угроза жизни. Это высокая температура у детей, ярко выраженная сыпь, атипичные боли, головная боль у беременных. В этих ситуациях скорость приезда бригады составляет до 15 минут. К третьей категории относятся симптомы, которые могут привести к серьезному нарушению здоровья: боли в животе, травма без кровотечения, ограниченные ожоги. Медики в этом случае приедут к пациенту максимум за полчаса. И четвертая категория - обострение хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни. Таким больным скорую помощь оказывают поликлиники, которые направляют бригаду или отправляют участкового врача. Они также выезжают домой к больному, но прибыть могут в течение часа. Финансовые средства на четвертую категорию Минздрав передал в поликлиники. И если количество вызовов будет расти, главврач должен увеличивать количество бригад, а это уже затраты медучреждения, которое заинтересовано в том, чтобы эффективнее лечить своих пациентов, чтобы им не приходилось вызывать “неотложку”. В том случае, если поликлиника не готова оказывать медпомощь пациентам, она заключает договор со станцией скорой помощи и возмещает ей деньги за вызовы. В сельской местности требования по времени приезда по вызову такие же, как и в городах. Но бывает, что село расположено на окраине области и станция “скорой” соседней области находится ближе к пациенту. Чтобы соседние регионы могли помогать, выезжая к больным, управления здравоохранения заключают между собой меморандумы. Сейчас этот проект внедряют во всех областях.
Справка “НП” Помимо модели скорой помощи, которую реализуют в Казахстане, существуют еще два типа неотложных служб. Первая модель - американо-британская. Кроме Великобритании и США она распространена в довольно многих англоговорящих странах (Ирландии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии), а также в Японии. Бригады скорой помощи здесь никогда не включают врачей. На вызовы ездят парамедики, которые в отличие от фельдшеров не имеют права ставить диагноз и учатся в среднем шесть месяцев. Также на вызовы могут ездить волонтеры, окончившие соответствующие курсы. Их основная цель - оказать минимальную необходимую помощь и как можно скорее доставить пациента в госпиталь. Стандартная скорость прибытия в госпиталь - менее 15 минут. Европейский тип организации службы скорой помощи называют также франко-германским. Помимо Европы его используют в Израиле. Эта модель в отличие от предыдущей подразумевает наличие врачебных и парамедицинских бригад в зависимости от состояния пациента. Такое деление позволяет оптимизировать ресурсы службы и использовать меньшее количество высококвалифицированных специалистов, вызывая их только тогда, когда они действительно нужны. Впрочем, и в том, и в другом случаях это такая же оплачиваемая услуга, как и обычный визит к врачу. После доставки на “неотложке” в стационар пациенту придет весьма немаленький счет. Конечно, для престарелых американцев, подпадающих под социальные программы, предусмотрены значительные скидки, доходящие до 80 процентов. Остальным же придется заплатить за вызов до тысячи долларов и даже больше. Если, конечно, у вас нет страховки.
Астана |