Мадина Меирманова По стандартам расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг должны занимать в бюджете семьи не более 10 процентов от совокупного дохода. При средних реальных доходах в Казахстане 80 тысяч тенге услуги ЖКХ частенько превышают этот показатель. Разобраться в стоимости коммунальных услуг решил сам президент страны. После весьма неутешительного аудита этой сферы Генеральной прокуратурой
Проверка Генпрокуратуры выявила ущерб населения со стороны энергопередающих компаний на сумму 14 миллиардов тенге, а со стороны энергоснабжающих компаний - на 15 миллиардов. При этом все “превышения”, заложенные компаниями в тарифы, бизнес получал в обмен на обязательства улучшить инфраструктуру. Однако никаких инвестзатрат не сделали. Об этом Нурсултан Назарбаев заявил на специально созванном заседании Совета безопасности страны. Он напомнил, что деньги монополисты получили по схеме “тариф взамен инвестиций”. Но... “вместо того, чтобы инвестировать и обновлять мощности на эти деньги, крупные энергетические компании незаконно обогащались за счет потребителей. В стоимость услуг включали премии, бонусы своим работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышали производственные затраты”. Судя по всему, виноваты и антимонопольное ведомство, которое давало “добро” на повышение тарифов, и Минэнерго, которое не контролировало процесс.
Прокуроры также выявили схему, когда предельный тариф устанавливали как для “дорогих” (то есть высокозатратных) энергопроизводящих компаний, так и для предприятий с низкой себестоимостью. Ну а для чистоты документации “дешевые” объединяли с “дорогими”, получая на всех высокий тариф. “Министерство энергетики разрешило Жанажолской ГТС производимый за пять тенге один кВт/ч продавать в 2,5 раза дороже. Аналогично цены у Евроазиатской корпорации, Усть-Каменогорской, Шульбинской ГЭС цены завышены в два раза, у Экибастузской ГРЭС-1 - в полтора раза. В результате две трети сверхприбыли принадлежит указанным компаниям”. Была еще одна интересная схема. Тарифы завышали под “потенциальные ЧС”. Например, “Алатау Жарык компаниясы” в 2016 году под предлогом угрозы ЧС завысила тарифы на 1,4 миллиарда тенге. Актобе ТЭЦ в этом году повысила тариф на тепло, включив в него отсутствующие кредитные обязательства (как бы тоже “на будущее”). “Ну что такое? Ничего не случилось, возможно, случится, давайте поднимем тарифы. А вы куда смотрите?” - возмущенно обратился Назарбаев к главе Антимонопольного комитета Азамату Майтиеву. На что получил интересный ответ: “Это законом установленное требование. “Какими законами? Здесь просматривается сговор: ты повысь тариф, я тебе потом подмажу... Ничего не случилось - ни землетрясения, ни наводнения, ничего. А тарифы подняли, деньги получили монополисты. Зачем тогда нужен Антимонопольный комитет?” - задал вопрос президент. Министр энергетики Канат Бозумбаев так и не смог объяснить (равно как не смог этого сделать и Майтиев), почему в стране в сфере энергопроизводства и снабжения до сих пор де-факто отсутствует конкурентная среда. “Весь цикл оборота энергии сосредоточен в одних руках, - заявили прокуроры. - Как следствие, потребитель лишен права свободного выбора поставщика”. Президент поручил правительству и Генеральной прокуратуре “довести до конца исполнение всех актов органов прокуратуры, то есть расследования”. “За сказанные слова должны нести законную ответственность, если есть на то деяние соответствующее. А если кто будет влезать и препятствовать - привлекать к уголовной ответственности”. “Везде добиться снижения необоснованных тарифов. По начатым уголовным преследованиям дать принципиальную оценку, довести до конца. Результаты доложить мне”, - дал поручение глава государства. Помимо этого он дал задание премьеру “разобраться вообще с деятельностью Антимонопольного комитета. Дать оценку эффективности работы на уровне всех региональных антимонопольных ведомств”. Президент сказал: “Министерство энергетики должно нести ответственность за каждый тиын, уплаченный потребителями. Куда они уходят? Эти деньги должны работать на развитие нашей экономики. Принимая каждый раз решение о повышении тарифов, в первую очередь нужно учитывать платежеспособность населения. Публичное обсуждение всех планируемых изменений, тарифов или не проводится вовсе, или сводится к формализму... Надо изменить действующий механизм, предусмотреть широкое привлечение общественности, НПО, СМИ к этому делу”. И самое главное для жителей страны поручение Нурсултан Назарбаев дал министру энергетики: “До конца года решить, наконец, вопрос со снижением стоимости электроэнергии”.
Астана |