|
Константин Маскаев
Лет около десяти назад в одном церковном собрании Алматы известный историк православия в Казахстане Ольга Ходаковская обмолвилась о неком водном источнике в окрестностях Талгара, коему поклонялись христиане как святыне. Что за источник и точные его координаты никто указать не мог. Тогда же отцы Валерий и Глеб решили во что бы то ни стало найти святыню
Что до отца Валерия, то он - известный в епархии подвижник и энергичный старатель, служит клириком в Свято-Вознесенском соборе Алматы. Иеромонах Глеб лишь ныне находится в лоне церкви, долгое время был мирским человеком, работал на СТО. Он уроженец Талгарского района, затем судьба забросила его в Омск. Как-то раз заехавший на СТО православный священник рассмотрел в простом автомаляре служителя Божьего. Завели разговор... А вскоре будущий иеромонах стал послушником.
Именно Глеб вспомнил, что еще мальчишками они находили в степи некий крохотный водоем с холодной чистой водой, на дне которого вроде что-то поблескивало. Но никакие попытки донырнуть до дна и достать хоть что-то успеха не приносили: вода как бы выталкивала ныряльщиков.
Несколько долгих месяцев Валерий и Глеб исхаживали степь вдоль и поперек, пока не набрели на нечто похожее на упоминавшийся объект. Правда, в настоящее время он пришел в захламленном разоренном виде. Но то ли это место? Как теперь узнаешь?
Вспомнили, что старый талгарский протоиерей отец Иоанн Барташевич ссылался на старожилов, которые рассказывали, что давным-давно была в Семиречье такая традиция - в девятую пятницу по Пасхе совершать из Талгара крестный ход на источник с чудотворной иконой мученицы Параскевы. Отец Иоанн также вспоминал, ссылаясь на своих более старших свидетелей, что у источника был не только сруб, но и стоял небольшой храм, были еще какие-то хозяйственные постройки. В крестном ходу принимали участие жители и других станиц - Верного, Каскеленской, Баринской, Надежденской и других казачьих поселений. Крестные ходы к источнику стали местным всеобщим торжеством. И настоятель Никольского храма в Алматы протоиерей Александр Скальский подробно описал эту традицию - то самое упоминание, которое чудесным образом обнаружила Ольга Ходаковская в архивных бумагах.
Раз был сруб или храм, значит, его и нужно искать! Батюшки и их помощники взялись за работу.
Когда очищали место, все, что извлекали, складывали в кучу неподалеку. Нагромождение металлического и прочего индустриального мусора, который люди активно растаскивают на талисманы и тем самым помогают насельникам, - это следы одной из последних эпох. Например, послевоенные годы оставили здесь обломки железобетона, какой-то швеллер, арматуру, пустые бутылки, шланги, проволоку. По-видимому, годы коллективизации бросили здесь колеса и другие детали от старого трактора. Годы становления советской власти разрушили часовенку или сруб над источником и зашвырнули в тогда еще чистую воду обломки медной утвари из купеческого дома, съеденные теперь ржавчиной чугунные вензеля и петли с широких ворот, черепки посуды, деревянные ступицы и фрагменты рамы конной повозки. Действительно - нашелся и сруб! Кстати сказать, его остатки, дерево, из которого он был сооружен, хорошо сохранились. И теперь даже решено использовать этот материал для изготовления престола в алтарь будущего храма - одного из основных стержней интерьера православной обители.
Самый же нижний пласт наслоений в месте раскопа явил свидетельство почитания и особого уважения этого места: серая (говорят - лечебная) глина оказалась весьма щедро сдобрена и приправлена медяками и серебром монет царской чеканки.
Приняли решение чистить источник до тех пор, пока не будет достигнут естественный природный слой. Добрались до него где-то на глубине 3,3 метра.
Сомнений не оставалось: это именно тот источник, упоминание о котором в свое время нашла в старинных документах Ольга Ходаковская. И это именно то место, которое хранил в памяти из детства отец Глеб.
Потом добавились и косвенные свидетельства старожилов. Например, чабаны вспоминали рассказы дедов, как в период, когда источник был осквернен, те наблюдали в окрестностях страшные видения, которые заставляли людей избегать этих мест. Говорят, сами ведьмы глумились в оскверненном месте.
Или другая ситуация. С момента второго обретения источника прошло десять лет. Первые годы православные просто ездили сюда, радовались и только подумывали как-то отметить это место особым камнем, крестом или часовней. Но, оказалось, опоздали: подсуетилась одна женщина из ближайшего села, взяла в районном акимате разрешение на использование 10 гектаров земли под сельхознужды. Юридическая сила на ее стороне. А она к тому же уже развила активную деятельность недалеко от источника, стала добывать там глину, упаковывать ее как лечебную и продавать. Позже стала возить сюда людей на излечение. И на идею православной общины построить здесь храм и облагородить источник посмотрела весьма недружелюбно. И что вы думаете! Дела у нее вдруг пошли как-то плоховато. Но не в материальном плане, а в житейском. Дети стали болеть, какие-то несчастья сыплются, травмы, неурядицы. Но потом, как она сама позже рассказывала, явилась к ней во сне Богородица и сказала: “Отдай землю тем, кому она принадлежит”. Эта женщина добилась аудиенции у митрополита Мефодия, попросила прощения у Владыки, позвала своего юриста и передала документы на землю православной церкви. И еще женщина обещала всячески содействовать богоугодному делу по возведению обители над источником и прочим делам, что и выполняет неукоснительно по сей день. Тому событию уж исполнилось три года.
|
Животворная вода из рук отца Валерия.
Справа - отец Глеб |
Теперь об истории более давней. Последние 150 лет - это лишь время обретения источника православными. Вероятнее всего, Господь проложил сюда путь человека много раньше. Источник нашел себе место в тихой уютной ложбинке посреди продуваемой ветрами степи. Совершенно незаметной пока не подойдешь к самому краю и не заглянешь в этот почти настоящий оазис, где растут деревья, течет вода, где можно уберечься от непогоды, разжечь огонь, укрыть от ненастья хоть огромное стадо, хоть войско. Здесь есть вода и есть топливо. А значит, можно устроиться и на зимовье.
У отцов Валерия и Глеба теперь появилась еще одна заветная мечта - чтобы рядом с источником среди степи возникло поселение: монастырь или мирской поселок, а возможно, и то и другое - время покажет. Основные работы здесь произвели за последние полгода. Помимо того, что очистили и освятили источник, отсыпали дорогу, в основном возвели здание храма, в целом построили дом для священнослужителей (он же пока используется как постоялый двор), над источником и крестом с иконами сделали навес, разбили розарий.
Для людей с материалистическим пониманием жизни можно сообщить, что вода в источнике под Талгаром обладает удивительными качествами. Представитель одной из компаний, производящей питьевую столовую воду, делал анализы воды из этого источника. Параметры воды из источника - по отношению к той воде, которую его компания берет из своей скважины, обрабатывает, фильтрует и очищает, - совершенно уникальны. Вода из источника отличается особой чистотой, мягкостью, биологическим и химическим составом. В то же время сказать, что эта вода минеральная, нельзя.
Эта удивительная вода облагораживает даже обычный чай из пакетика - настолько приятным, душистым и вкусным он становится. Каждое воскресенье к источнику чаще всего из Свято-Вознесенского собора Алматы и других храмов отправляются паломники. Отцы Валерий и Глеб проводят молебен, все желающие омываются из источника и берут воду с собой. Можно сказать, что возродилась и традиция крестных ходов к источнику. В этом году в девятую пятницу по Пасхе к источнику пришли около тысячи посетителей. Ожидается наплыв паломников и в ближайший праздник Крещения Господня - 19 января.
По завершении храм будет освящен в честь Живоносной иконы Божией Матери. Это давняя в христианстве и православии икона, история ее обретения известна с V века.
Тогда в Константинополе, близ так называемых Золотых ворот, находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной. Как-то воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, сбившегося с дороги. Лев помог тому выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для слепого. Услышав голос: “Не ищи воды далеко, она здесь близко”, Лев действительно обнаружил источник. Голос же, который принадлежал Богородице, рекомендовал царю помимо воды тину, что была там, наложить на глаза слепца. Что Лев и сделал. А слепой, прозрев, пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Голос же молвил: “Я, освящающая это место, помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов”. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391 - 457).
Позже, когда Маркиана сменил Лев Маркелл (457 - 473), он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник “Живоносный источник”. С тех пор в христианстве появилась традиция находить чудодейственные источники и возводить рядом или над ними храмы в честь соответствующей иконы Божией Матери. |