Ольга Шишанова Не в силах победить многочисленную армию посредников, чиновники решили пойти другим путем и поспособствовать развитию льготного финансирования для пополнения оборотных средств торговых сетей современного формата в обмен на фиксацию цен
Для этого в рамках программы льготного финансирования, оказывается, еще в прошлом году выдали по 150 миллионов тенге двум крупным столичным торговым центрам. Взамен ТЦ “Кенмарт” и ТЦ “Астыкжан” пообещали фиксацию цен на 49 наименований продуктов. Однако до сих пор реальных сведений, насколько успешным оказался этот шаг, не поступало. Напротив, Агентство по статистике, которое обычно осторожно относится к выдаваемым цифрам, зафиксировало рост цен (по сравнению с прошлым годом) даже на товары первой необходимости - молоко, сахар, хлебобулочные изделия. То есть многочисленные торговые посредники, добавляя нерегулируемую маржу, по-прежнему получают сверхприбыль, а хаотичность движения уже перечисленных товаров между регионами, а также овощной продукции приводит к ее удорожанию в разы. И вместо того, чтобы сообщить, на каком уровне сегодня находится решение проблемы посредников, набившей оскомину не только потребителям, на очередном заседании правительства Минсельхоз отчитался сухими цифрами - сколько производят продукции в рамках продовольственного пояса, история существования которого с переменным успехом насчитывает вот уже 10 лет. Так, впервые необходимость создания продовольственного пояса вокруг Астаны озвучил глава государства в феврале 2008 года. Последний раз выработать конкретные меры по стабильному снабжению столицы отечественной продукцией президент РК поручал не далее как в апреле нынешнего года. Впрочем, Дорожную карту по формированию продпояса и без того обновляли чуть ли не ежегодно, что вряд ли способствовало стабильности решаемых ею вопросов. Во-первых, очередную такую Дорожную карту утвердили снова в прошлом году - ее особенностью стал упор на развитие мясомолочного семейного производства, что не совсем понятно, потому что даже уже существующие производства по итогам года оказались загружены не полностью: мясное - на 80 процентов, молочное - на 54. То есть проблему с поставками сырья, к сожалению, так и не решили. Во-вторых, зона продовольственного пояса охватывает радиус в 300 километров от Астаны, и сегодня в нее входят только 17 районов Акмолинской и четыре района Карагандинской областей. Однако, как справедливо полагают в национальной палате предпринимателей “Атамекен”, ввиду неподходящих природно-климатических условий в радиусе 300 километров от Астаны отдельные виды продукции - те же фрукты или теплолюбивые овощи - невозможно выращивать не только на прилегающей к городу территории, но даже на окраинах областей, иначе произведенная продукция будет неконкурентоспособной. В то время как в южных областях (Туркестанской, Жамбылской, Алматинской) по сравнению с северными областями (даже с учетом доставки) выращивание овощей закрытого грунта обходится дешевле в среднем на 40 процентов (!). А значит, продовольственные товары должны поставлять не только из близлежащих точек к городу, что отстоят от столицы на 300 километров. Потому-то акцентирование внимания на развитии только зоны продовольственного пояса никак не решает проблему обеспечения города достаточным ассортиментом доступных по цене продовольственных товаров. И, наконец, в-третьих - пока будет безнаказанно существовать армия посредников, с которой не может справиться ни одно заседание чиновников, цены на продукты будут такими, какими мы их видим сегодня. Если не выше.
Астана |