|
Азамат Горожанин Граждане Казахстана и чиновники должны учиться хотя бы на чужом горе. Спокойное, размеренное течение жизни притупляет инстинкт самосохранения. Осторожность отступает перед беспечностью. “А нас-то за что?” - пожалуй, один из самых распространенных вопросов, вызванный “несправедливыми” обстоятельствами, когда они вдруг наступают. Так, например, было, когда мститель Кулекбаев устроил бойню на улицах Алматы. Полиция встрепенулась, провела работу по выявлению экстремистских ячеек, попутно выдворяя незаконных трудовых мигрантов. Как реакция на трагедию в сибирском городе Кемерово - проверка торгово-развлекательных центров и рынков на соответствие правилам пожарной безопасности. Сегодня поводом для тревожных раздумий стал расстрел в керченском политехе - политехническом колледже
Не исключено, что даже в “прифронтовой” Керчи мало кто мог представить, что такое может произойти. В их городе. В их районе. В их школе, наконец. Ну а нам-то и подавно - о чем, казалось бы, беспокоиться? Где те штаты Флорида, Орегон и Колорадо? Где та Керчь - и где мы? В самом сердце Азии! Быть может, поэтому минувшим летом вдруг убрали ограждения практически всех учебных заведений - школ, институтов, колледжей. Делали город удобным для прогулок, открывали пространство. Но если вспомнить, те же полицейские департаменты в Алматы отгородились высокими кирпичными заборами и решетками - после упомянутых выше печальных событий. То есть потенциальному экстремисту теперь на территорию полиции проникнуть сложнее. В школу же - легче легкого. Предположим, от визитов посторонних вход охраняет доблестный кузетовец. Если не отлучился вдруг по какой-то надобности. Но оказывается, в редких, но наиболее трагических обстоятельствах охранять нужно от своих. От тех, кто приходит в школу ежедневно и ни в чем плохом не замечен. На входах в алматинские школы чаще всего нет рамок металлоискателей. Ручные сканеры, возможно, имеются. Для отчета, для пресловутой “галочки”. Но используют ли их охранники? Вы видели? Я - нет. Ни разу. Потому что охранник, так же как мы все, уверен, что с нами ничего подобного произойти не может. Или не должно. Напротив, чаще всего охранник любезно помогает мне искать племянника, которого я порой забираю и который в ожидании, пока за ним придут, может бродить по этажам, играть во дворе в футбол или волейбол с другими такими же малолетними сорванцами. И пока мы поднимаемся на этажи или идем во двор, за входом в школу никто не присматривает. А город открыт для променадов! Подражание Западу, стремление показать, насколько наша жизнь высококультурна, безоблачна и беззаботна. Можно гулять. Между тем, исходя из опыта обучения моих племянников в алматинских школах, я все больше утверждаюсь в уверенности, что в современных школах практически не осталось педагогов. Учителя есть, а воспитателей, способных подходить к ученикам индивидуально, проникать в их внутренний мир, корректировать мировоззрение, воспитывать наконец, - нет! Создается впечатление, что, с точки зрения большинства наших преподавателей, лучший ученик - это тот, который не шумит, не бегает, ровно сидит за партой, не задает вопросов, чаще молчит и раскрывает рот только для того, чтобы ответить в рамках изучаемого предмета. Мои племяши - совершенно неглупые пареньки и девчонки. Но у них в дневниках то и дело краснеют записи о плохом поведении. Часто пишут “Разговаривал на уроке!” И даже так “Разговаривал! Сорвал урок!!!” Представляете? Учитель не может подобрать инструмента педагогического воздействия для коррекции поведения подопечных! Где уж такому учителю разглядеть критические изменения в сознании ученика? Вероятно, примерно такие же утратившие или не усвоившие педагогических секретов, с позволения сказать, преподаватели работают и в том политехническом колледже. Вот в чем беда! А раз так, то мало кто и в школе способен рассмотреть неладное, попытаться помочь, вызвать на откровенный разговор. Теперь априори приходится задаваться вопросом: что там варилось и закипало в разбитой выстрелом молодой головушке? Между тем появляются все новые подробности того, как 18-летний Владик Росляков готовился к своему походу против однокашников и преподавателей. Вот телеканал РЕН-ТВ демонстрирует видео, на котором молодой человек несет на поле, где учился приводить в действие самодельную взрывчатку, сейф - предположительно, позже он его закопал. Содержимое сейфа пока неизвестно. Ранее в СМИ попала информация о том, что незадолго до нападения Росляков сжег на пустыре личные вещи - тетради, фотографии, флешки, сим-карту. Среди сгоревших вещей - оплавленный нож, детали ноутбука. Кроме того, Владислав жег Библию - на поле нашли обгоревшие страницы, на одной из которых подчеркнут стих “Собери народ, мужей, жен и детей и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали, и чтоб учились и боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона Его”. Пустырь находится неподалеку от дома, где жил Росляков. По одной из версий, взрывные устройства он мог делать из тротила, извлеченного из снарядов времен Великой Отечественной. В Керчи еще много боеприпасов времен войны, которые находят “черные копатели”. При наличии умения и опыта из них можно достать взрывчатые вещества. А вот телеканал РТР показал видео с камер, расположенных внутри колледжа. Молодой человек заходит в колледж не через центральный вход, а через тот, которым пользуются студенты, чтобы выйти во двор, на спортплощадку. Он несет две довольно внушительные и тяжелые спортивные сумки. Одет в черную ветровку. Садится в холле первого этажа у стены, пользуется телефоном. Затем заносит одну сумку в столовую и уходит на второй этаж. Происходит взрыв. Далее на монтажных склейках Влад уже с ружьем медленно и спокойно идет по коридору и динамично расстреливает всех, кого видит. Люди падают. К некоторым убийца подходит, чтобы выстрелить в голову, проходит дальше. На ходу перезаряжает оружие, идет в кабинеты. В одном из них расстреливает мониторы компьютеров, стреляет по окнам. Как известно, его найдут в библиотеке с простреленной головой и приставленным к подбородку ружейным стволом. А вот некоторые подробности из его короткой жизни, в которых, возможно, скрываются слагаемые этой большой беды, которую он сотворил. Во-первых, он увлекался компьютерными играми, где игровой процесс строится на убийстве неисчислимого количества врагов. В современных играх, которые к тому же изображают игровой мир весьма приближенно к реальному, новичок на старте обладает простеньким оружием: пистолетом, обрезом, дробовиком. Постепенно, с успешным продвижением и приобретением навыков, игрок совершенствует и свое оружие. Влад был успешным в игровом мире. Расправлялся с ботами и виртуальными врагами. Чего не скажешь о нем в жизни. Прежде у него было много друзей. Но, как говорит подруга его детства, все друзья незаметно исчезли. Ребятам в колледже было как-то не до его игровых успехов. Некоторые посмеивались над “виртуальным супергероем”. Сам же Влад замкнулся, стал одиночкой. А некоторое время назад удалил свои страницы в соцсетях. Теперь подруга говорит, что у него оставалось все меньше желания жить. Но появилась мечта о мести. К слову, замкнутых детей сразу видно. Видно, кто сидит отдельно в школьной столовой, ни с кем не общается на занятиях. Его нужно было еще тогда брать под особый контроль. Но рядом не оказалось педагога... Оно привычно и понятно: “Их так много, я одна, за каждым не углядишь”. Я такое часто слышу в школе. А вы? В день расправы Влад Росляков пришел в колледж в белой майке с надписью “Ненасить”. Во всю грудь. Сейчас можно сказать, что все его поведение почти год просто кричало о серьезных внутренних проблемах. Но, по-видимому, никому из старших и никому из сверстников до этого не было дела. “Не такой как все” - уже повод рвать отношения, вот в чем беда современного мира, которая проросла и в учебном заведении. Не в конкретном. В любом. Педагоги завтра не придут в наши школы. Быть может, придет хотя бы система безопасности? |