|
Мадина Меирманова Не зря в Казахстане говорят, что страна у нас богатая, в недрах есть вся таблица Менделеева. Теперь она нам пригодилась в специальном рейтинге стран по богатству, в котором нам таки удалось обогнать одно из самых экономически развитых государств - Германию
Специалисты Международного валютного фонда (МВФ) при помощи нового метода расчетов провели анализ финансового положения 31 страны, которые в общей сложности покрывают 61 процент мировой производительности экономики. Страны эти существенно разнятся друг от друга как по размерам, так и по производительности и вкладу в мировую экономику. Например, в списке стоят: США, Япония, Кыргызстан, Гамбия, Грузия, Турция, Уганда, Венгрия, Албания, Китай, Кения. И Казахстан с Россией. Они попросту подсчитали, сколько стоит та или иная страна. А точнее, сколько стоит имущество, которое у нее есть: земля, воздух, вода и все, что в них и на них (недра, производительность земли, качество воды). Все это, минус долги страны, и есть финансовое положение стран. При этом в МВФ рассматривали лишь то имущество, которое находится в собственности государства.
По заявлению экспертов МВФ Витора Гаспара, Джейсона Харриса и Александра Тимана, “лишь немногие правительства знают, сколько стоит их собственность или как они используют эти активы на цели общественного благосостояния. Важно знать, чем владеют органы государственного управления и как они могут лучше использовать свое имущество, поскольку они могут ежегодно получать дополнительный доход в размере примерно трех процентов ВВП и в то же время снижать риски”. Общая цена “обсчитанного” 31 государства - 101 триллион долларов (219 процентов ВВП). Государственные активы этих государств включают в себя государственную инфраструктуру, такую как дороги, мосты и канализационные сети. Запасы природных ресурсов в недрах также являются частью активов, это особенно важно для богатых природными ресурсами стран. К активам также относятся государственные предприятия, например, государственные банки, а во многих странах и коммунальные предприятия, такие как компании электро- и водоснабжения. Важным активом считаются деньги, которые органы государственного управления имеют на банковских счетах, их финансовые инвестиции и причитающиеся выплаты от физических и юридических лиц. Это крайне важно, поскольку дороги - конечно, хорошо, но в экстренных ситуациях они вряд ли помогут. Скорее это стратегический актив, который позволяет манипулировать ростом ВВП. Но кроме активов у стран есть еще и обязательства. Совокупные обязательства намного больше, чем только долг. Они составляют примерно 198 процентов ВВП, почти половина из которых долг квазигоссектора. Но есть еще одна часть обязательств, которую, как считают в МВФ, “мало стран учитывает их в качестве таковых”. Это, например, пенсионные обязательства бюджета, медицинское обслуживание. Впрочем, эти обязательства и МВФ предпочел не особо учитывать, лишь напоминая: “Они есть”. Так вот, по обязательствам наша страна оказалась в числе лучших - наименее закредитованных. То есть наши государственные и квазигосударственные долги крайне низки на фоне как соотношения долгов и активов других стран, так и в чистых цифрах (на 1 июля задолженность Казахстана составляла: 43,3 миллиарда долларов - государственный долг, 41 миллиард - долг квазигоссектора). Но при этом Казахстан вошел в тройку лидеров по стоимости активов страны: 465 миллиардов долларов, из которых нефинансовые активы составили 352 миллиарда долларов и финансовые - 113 миллиардов. Вообще же на первом месте по богатству государства расположилась Норвегия. Ее чистые активы (имущество государства без долгов) более чем в четыре раза превышает экономическую производительность страны. На втором месте Россия, на третьем - Казахстан. “Фактическое имущество России почти в четыре раза превышает производительность экономики страны, Казахстана - более чем в три раза. При этом у обеих стран практически нет государственного долга, зато есть крупные месторождения нефти и газа”, - цитирует немецкую газету ИноТВ. “Активы государственного сектора могут служить буфером, позволяющим правительствам стран с большим государственным богатством лучше справляться с рецессиями, чем странам с низкими уровнями государственного богатства. Более прочные балансы - отражение того, чем вы владеете, и что вы должны сейчас, - дают правительствам возможность увеличить расходы во время экономического спада, - говорят авторы исследования. - Это смягчает воздействие шока и делает рецессии менее продолжительными и менее глубокими. Возьмем пример Казахстана в 2014 году, когда он столкнулся со снизившимися вдвое ценами на нефть и спадом внешнего спроса. В этой ситуации правительство использовало часть своих финансовых активов в Национальном фонде для смягчения экономического спада”. Также чистые активы превышают экономическую производительность у Австралии, Перу, ЮАР и Южной Кореи. А вот Германия, крупнейшая экономика Европы, оказывается, страна бедная, отстает в рейтинге даже от Уганды или Кении. Еще хуже, чем Германия, только Сальвадор, Австрия, Франция, Гамбия и Великобритания. В нижней части рейтинга Португалия с чистым долгом около 135 процентов от его экономических показателей. По заявлению МВФ, отчет аналитиков представляет “максимально всеохватывающую картину” финансового состояния государств. И рекомендует правительствам всем стран “собрать необходимые данные, чтобы получить приблизительную оценку активов, обязательств и богатства государственного сектора”. “Правительства могут использовать эти оценки для базового анализа балансовых рисков и политики, используя основу, представленную в этом докладе”, - заявили его авторы.
Астана |