|
Образование позволяет нам жить, не особенно напрягаясь головой
Взгляд Сергея Козлова Несложное уравнение
|
Начало учебного года в школах - это всегда событие. Для всех. Но особенно для тех, кто впервые переступит порог этого здания, и у кого начнется совсем иная жизнь, которая предопределит всю дальнейшую жизнь. Кто не помнит школьные годы? Кто забыл про свое первое сентября? Есть, наверное, и такие, но их наверняка немного. Ведь любое событие в детстве врезается в память навсегда. Детство оно и есть детство - всегда светлое и прекрасное, даже если надо... идти в школу. Каждый день в самых разных изданиях публикуются обзорные статьи на тему - сколько стоит собрать ребенка в школу. Оказывается, недешево. Цифры называются самые разные - от 30 до 50 тысяч тенге. Это включая канцелярские принадлежности, одежду, обувь и прочее. Для разных семей, понятно, цифры разные, потому как разные семейные бюджеты. Но в целом все отмечают, что с каждым годом расходы на сборы первоклашек (не говоря уже о школьниках старших классов) растут. Причем пик этих затрат приходится, естественно, на август, когда накаляется предшкольный ажиотаж, растет нервозность родителей, каждый день привнося тревогу ожидания, - вот-вот твой ребенок пойдет в эту самую школу, а от того, как он будет выглядеть, во что одет-обут, в каких тетрадках будет писать, по каким книжкам обучаться, возможно, зависит его будущее и в этой школе, и в жизни вообще. Такова азбука жизни. Все прекрасно понимают, что дважды два, конечно же, четыре. А первый класс - это дважды два. Это потом пойдут синусы и косинусы, алгоритмы и сложные уравнения, а пока нужно успешно преодолеть вот эти дважды два и вписаться непременно в четыре. Чтобы как у всех, не хуже, чем у всех, прилично и по возможности не очень дорого. Между тем в нашей системе школьного образования идут процессы (и идут давно), которые не могут не вызывать по меньшей мере недоумение. Нет, мы не подвергаем сомнению саму концепцию школьного образования, пусть ею занимаются профессионалы в этой области. А они занимаются - регулярно и обильно педагоги и чиновники от педагогики публикуют множество самых разных материалов, как нам улучшить систему школьного обучения, сделать ее более эффективной и полезной для страны. Все это так. Идут в этой области реформы, причем идут регулярно. Их критикуют, как и саму систему образования, - критикуют тоже, наверное, справедливо. Но вот на что хотелось бы обратить внимание, основываясь на своих наблюдениях. Алматы, в прошлом Алма-Ата, - город, который всегда славился своими, если хотите, эффективными средними школами. Ученики этих школ (к коим относился и ваш покорный слуга) так, конечно, в то время не считали. Учились и учились себе. Но потом, когда приходилось покидать классы с тяжелыми деревянными партами, чернильницами-непроливашками, огромными коричневыми классными досками, на которых десять лет писали формулы и сложносочиненные предложения, когда уходили мы из этих стен, украшенных портретами писателей-классиков и действительно великих ученых, постепенно становилось понятно, что все это проходило очень даже не зря. Нет, ни в коем случае не утверждаем, что “в наше время и вода была мокрее”, не об этом. Не мокрее. Но школы-то эти стоят и поныне. И номера свои сохранили, только переименовали их в честь героев нашего времени. А все-таки школы стали другими. На днях, например, знакомый заявил, что решительно переводит внука из школы в другую - в частную. Потому как в той, в которой учились мы с ним, учиться уже не имеет никакого смысла. Уровень настолько низок, что нужно успеть куда-нибудь перебежать. И это не первый, не второй и не пятый случай на нашей памяти за последнее время. Причем речь идет не о престиже или, как ныне принято выражаться, - не о понтах. Не о том, что парень должен учиться в известном колледже, а именно о заботе получить нормальное школьное образование. И придется теперь знакомому выложить за обучение не 30 или 50 тысяч на сборы. А куда больше, на порядки больше. И с каждым годом все выкладывать и выкладывать. Ничего в этом, казалось бы, нет катастрофического - образование стоит денег. Но, согласитесь, не начальное же. Это образование как раз-таки обязанность государства. И оно, безусловно, делает очень многое для того, чтобы это начальное образование поддерживать на должном уровне. Но у него, судя по всему, не сильно получается. Если из средней алматинской школы, из стен которой когда-то вышло немало очень и очень известных в стране людей и которая всегда отличалась не только уровнем преподавания, но и общей школьной культурой, детей приходится переводить, значит, причина одна и довольно серьезная - пребывать в этих стенах теперь не имеет смысла. |