Мадина Меирманова Одним из ключевых индикаторов оценки качества деятельности властей является создание новых рабочих мест. Полностью искоренить безработицу, увы, невозможно. Но крайне важно держать ее на низком (3-10 процентов) уровне, одновременно создавая рабочие места для новых трудовых ресурсов. С уровнем безработицы в стране справляются неплохо. А вот с занятостью, точнее, с реализацией программы занятости на 2016-2018 годы, как выяснилось, крайне плохо. Генеральная прокуратура, проверившая качество реализации программы, нашла массу нарушений, включая примитивное воровство бюджетных денег в особо крупных размерах
Ежегодно правительство только на формирование политики в области занятости тратит по четыре миллиарда тенге. Переобучение центрами занятости безработных и их трудоустройство - отдельная статья. (Например, целевые трансферты регионам на субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляют 105,5 миллиона тенге.) Но выяснилось, что региональные власти не отличаются особым рвением в обеспечении казахстанцев новыми профессиями и рабочими местами. Однако при этом успешно тратят государственные финансы. Подведя итоги проверки исполнения программы занятости за 2016-2018 годы, Генпрокуратура обнаружила, что сферой завладели успешно действующие ОПГ из нерадивых чиновников. Цифры впечатляют: неэффективное использование - 10,5 миллиарда тенге, хищение - около одного миллиарда, нецелевое использование кредитов - 553 миллиона тенге.
Как говорится в сообщении Генпрокуратуры, из обученных 81 тысячи безработных по полученной специальности трудоустроено всего 28 процентов, или 23 тысячи. “К примеру, в Балхашском районе Алматинской области за 45 миллионов тенге бюджетных средств 250 человек обучены невостребованным специальностям. В итоге только трое нашли работу”, - заявили в ГП. С такой же легкостью администраторы бюджетных денег фактически “раздарили” почти два миллиарда тенге. Эти деньги в виде 930 кредитов направили предприниматели не на расширение производства и создание новых рабочих мест, а на погашение других кредитов, покупку недвижимости и автомобилей. 750 кредитов на общую сумму 1,3 миллиарда выдавали в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях незарегистрированным предпринимателям и лицам, имевшим налоговую задолженность. Около 300 бизнесменов сразу после получения кредитов прекратили свою деятельность. То есть чиновники были аффилированы с прокредитованными либо настолько некачественно относятся к своей работе, что не удосуживаются провести простую проверку кандидатов на миллионные бюджетные выплаты. В любом случае подобное отношение к государственным финансам вряд ли можно отнести к халатности. Скорее это преступный сговор. Как, например, в случаях, когда предприниматели получали субсидии за “липовые” рабочие места. То есть предоставляли в центры занятости отчеты, в которых указывали в качестве “обеспеченных работой” умерших граждан, работников других организаций. Но и здесь без руки чиновников не обходится. Так, прокуратура выявила преступную группу в Туркестанской области, которая похитила по таким поддельным рабочим местам более 464 миллионов тенге. В ее состав входили как предприниматели, так и руководители центра занятости и начальник местной полиции Енбекшинского района Шымкента. Уже осудили руководителей центров занятости Усть-Каменогорска, Абайского района ВКО, Жуалинского района Жамбылской области, Балхаша, а также сотрудников центров Жезказгана, Шымкента и Кызылорды. За фиктивное трудоустройство привлекают к уголовной ответственности 120 работодателей. Всего по результатам прокурорской проверки возбудили 195 уголовных дел с ущербом в миллиард тенге. Пойдет ли урок впрок следующим поколениям администраторов бюджетных денег? Судя по статистике коррупционных расследований и объемов воруемых из бюджета средств, вряд ли. Вероятно, в Казахстане необходимо принимать более жесткие меры для борьбы с расхитителями и мздоимцами.
Астана |