Ольга Шишанова Пятьдесят живописных полотен из знаменитой государственной Третьяковской галереи, которые экспонируют сегодня в стенах Национального музея РК, являются своеобразной летописью ХХ века, а значит, историей и культурой, что осталась как память на полотнах
Экспозицию 50 шедевров из Третьяковки, как рассказал “НП” генеральный директор Казахского научно-исследовательского института культуры МКС РК Андрей Хазбулатов, организаторы (Минкультуры и спорта РК и КазНИИ культуры) подготовили в рекордно короткие сроки. Ее вернисаж состоялся в рамках 20-летия столицы, а на открытие прибыли именитые гости - генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и героиня картины кисти Татьяны Яблонской - Елена Бейсембинова, чьи работы сегодня также демонстрируются в одном из залов Нацмузея. Поэтому не случайно главное место в экспозиции отвели именно картине “Утро”, которую Яблонская писала с участием своей дочери - тогда еще маленькой девочки Елены, ей на тот момент едва исполнилось 13 лет. Выйдя из-под кисти художницы, работа, как это часто бывает, зажила своей жизнью и обрела свою историю, тесно связанную с Казахстаном, о чем Елена Бейсембинова, специально приехавшая в Астану на вернисаж, и рассказала присутствующим на нем зрителям.
|
“Утро на Каспии” Таира Салахова
|
Кроме работы Яблонской на выставке представлено множество других именитых фамилий маститых мастеров искусств московской живописной школы, чьи полотна охватывают целое столетие - начиная с конца XIX века и до 80-х годов века XX. Мы уже упоминали о них. Это “Крестьянки” Абрама Архипова и “В саду. Гурзуф” Константина Коровина (к слову, экспонируемого также в соседнем зале, демонстрирующем живопись русских художников из частных художественных собраний США). Это “Зеленый шум” Аркадия Рылова, репродукция которого была во всех школьных учебниках, так же, как и “Февраль. Подмосковье” Георгия Нисского, “Утро на Каспии” Таира Салахова и изумительное произведение Исаака Бродского “Опавшие листья”. И это далеко не полный список...
|
“Подмосковье”. Георгий Нисский
|
При этом считается, что московская живописная школа - это не только традиция, не только узкопрофессиональные интересы художников. Национальная идея, определение ценностей времени в ней пересекаются с художественным творчеством современников, причем ее своеобразие по-прежнему как проявлялось, так и проявляется прежде всего в живописности. Иначе говоря, цвет и свет - это самое “московское” ее свойство, а цветовые оттенки у истинных представителей московской школы - это культ, страсть, предмет изучения и поклонения, с помощью которого они создавали волшебный трепещущий мир, полный жизни и цвета.
|
“Крестьянки” Абрама Архипова
|
Не случайно вернисаж полотен представителей этого художественного направления, которое в свое время также подразделялось на несколько школ и течений: “Товарищество передвижников”, “Союз русских художников”, “Бубновый валет” и “Ассоциация художников революционной России” - прошел при рекордной посещаемости ценителей и почитателей живописи, перед которыми выступил министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы. По его словам, для всех собравшихся открытие экспозиции картин из собрания Третьяковской галереи стало по-настоящему радостным днем. Во-первых, это показатель того, насколько активно и серьезно между Казахстаном и Россией продвигается сотрудничество в области культуры, геополитики и спорта. Во-вторых, в 2017 году в рамках международной выставки ЭКСПО благодаря слаженной работе министерства и КазНИИ культуры в Астане таким же образом показали коллекцию Государственного Эрмитажа из Санкт-Петербурга. Плюс в рамках той же выставки стены Национального музея украсила живопись Николая Рериха и изумительные, прежде не покидавшие пределов частных коллекций в США, картины русских художников. Кстати, нынешние шедевры Третьяковской галереи в Астане демонстрируют впервые, и все они - подлинные авторские работы, тщательно отобранные, чтобы удовлетворить самый изысканный вкус казахстанских ценителей прекрасного в живописи. “Мы хотели привезти выставку, которая оставила бы у гостей невероятно светлое, ясное и радостное впечатление. Кстати, две трети этих работ постоянно находятся в экспозиции Третьяковки”, - подчеркнула директор галереи Зельфира Трегулова. Астана |