|
Мадина Меирманова Казахстанская экономика медленно, но верно подрастает. Рост валового внутреннего продукта (то есть рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг) за семь месяцев составил четыре процента. Согласно данным Миннацэкономики, драйверами стали промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь. Впрочем, как считает премьер-министр, работать следует еще продуктивнее
По данным Миннацэкономики, в январе - июле 2018 года рост ВВП составил четыре процента к соответствующему периоду 2017 года. Стимулом роста отраслей стал приток в экономику подешевевших финансов (за два с половиной года базовая ставка Нацбанка снизилась с 17 до 9 процентов). За январь - июнь 2018 года объем вновь выданных кредитов составил 6 058,7 миллиарда тенге и увеличился на 27 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, а ставка вознаграждения по долгосрочным кредитам снизилась на 17,4 процента в январе 2017 года до 13,9 процента в июне 2018 года, по краткосрочным кредитам - с 13,7 до 11,4 процента. Основные направления кредитования - это торговля (более двух триллионов тенге, или 35 процентов от общего объема) и промышленность. Помимо этого деньги также занимали в банке на строительство, транспорт и, совсем немного в общем объеме (всего 0,9 процента), в сельское хозяйство. Финансируемые отрасли развиваются достаточно динамично. В торговле прирост за семь месяцев года составил более шести процентов, промышленность и услуги связи выросли более чем на пять процентов. В промышленности увеличилось производство добычи железной руды, природного газа и нефти. Обрабатывающая отрасль нарастила производство табачных изделий, продукции химической промышленности, продуктов питания, машиностроения, бумажной продукции. А вот фармация и напитки, напротив, сократили выпуск. Сельское хозяйство подросло на 3,5 процента. Здесь основным драйвером стало активно развивающееся животноводство. А вот строительство на этот раз в числе отстающих. Здесь рост только 1,3 процента. Премьер остался в целом доволен результатами развития экономики, но, как обычно, нашел действия региональных властей недостаточно активными. Чтобы экономика продолжила четырехпроцентную динамику роста, как сказал премьер, “нужно, чтобы министерства и регионы работали совместно”. Экономический рост положительно отражается и на бюджете: доходы по сравнению с семью месяцами года прошлого выросли на 16,2 процента и на четыре процента превысили планы.
Как сообщил глава Минфина, рост в основном обеспечили за счет налога на добавленную стоимость, экспортной таможенной пошлины и “планомерной реализации проекта “Повышение собираемости налогов”. Региональные бюджеты также перевыполнили, за исключением Мангистауской области, СКО и города Астаны. Впрочем, госорганы все еще не выполняют планы по исполнению бюджета. 66 миллиардов - отставание от плана освоения. Как пояснил Бахыт Султанов, лидером отстающих стало Минобороны (12,5 миллиарда тенге). За ним следуют: МКС - 9,7 миллиарда тенге; КНБ - 7,7 миллиарда тенге; МСХ - 6,6 миллиарда тенге; МИК - 5,1 миллиарда тенге и МВД - 3,4 миллиарда тенге. Причина неосвоения - чаще всего несостоявшиеся конкурсы (9,7 миллиарда). “В том числе по Министерству обороны на сумму 3,2 миллиарда тенге по вещевому имуществу, по Министерству информации и коммуникаций - 4,4 миллиарда тенге по оказанию услуг связи сельской местности (Казахтелеком, Казпочта), по Верховному суду - 0,8 миллиарда тенге на охранную пожарную сигнализацию, систему контроля управления доступом и на обеспечение жильем судей. Второе, неготовность необходимых документов для реализации бюджетной программы - 6,1 миллиарда тенге, в том числе на сумму 3,4 миллиарда тенге внесением изменений в Государственный оборонный заказ, 2,7 миллиарда тенге по МСХ в связи с необходимостью экспертизы научных исследований”. Но если здесь еще есть надежда, что до конца года деньги израсходуют, то 33,2 миллиарда попадают под риски неосвоения. По словам министра финансов Бахыта Султанова, по этим деньгам необходимо уточнение бюджета. В переводе с языка госэкономистов это означает, что, чтобы не портить статистику освоения, деньги при ближайшем уточнении должны либо перенаправить на другие программы, либо срезать совсем. Стоит напомнить, что в июне правительство уже “наказало” неисполнителей - срезало им по 10 процентов стоимости бюджетных программ, имеющих риски неосвоения. Следующее перераспределение произойдет уже в начале осени. Что же касается возможного наказания руководителей госорганов, которые сначала просят деньги на свои госпрограмы, а затем оказываются не в состоянии их вовремя реализовать, то решение по этому вопросу могут принять не ранее будущего года - по итогам исполнения бюджета за все 12 месяцев. Кстати, в Кабмине заверяют, что грядущее уточнение бюджета текущего года никак не связано с изменением курса тенге и будет зависеть от исполнения бюджета, от хода развития экономики в целом. В бюджете стоимость доллара заложена на среднегодовом уровне 340. Пересмотр этого макроэкономического показателя возможен лишь в том случае, если среднегодовой курс превысит эту отметку. Пока курс в среднегодовом исчислении составляет около 331 тенге за доллар. Как заявил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, чтобы среднегодовой курс стал выше 340, “нужно, чтобы до конца года курс был, по-моему, более 363 тенге”. “Но первую половину года курс был существенно ниже 340 тенге - 320, 330. Поэтому угроз для исполнения бюджетных программ мы не видим”, - сказал министр. Что касается прогноза по курсу в следующую трехлетку, то, как сообщил Сулейменов, анализ еще ведется. “Во многом он (курс. - “НП”) зависит от тех факторов, которые трудно прогнозировать - от денежно-кредитной политики США, от влияния санкций на экономику наших ближайших соседей и партнеров по экономической интеграции. Этот анализ мы делаем”. И добавил, что по вопросам возможного влияния антироссийских санкций на экономические интересы Казахстана Астана ведет “хороший диалог с нашими американскими партнерами”.
Астана |